Образ Божией Матери занимает исключительное место в православной духовности и культуре. Ей посвящены даже не сотни, а тысячи русских храмов, множество сказаний, повестей и песнопений, но главным выражением всеобщей любви и благоговения служит огромное количество богородичных икон разной иконографии.
Экспозиция, посвященная различным образам Божией Матери, включает иконописные памятники из коллекции Томского областного художественного музея, храмов Томской митрополии и частных собраний города и области.
Названием для выставки, как и Каталога икон художественного музея, послужила первая строка молебного канона, обращение к Пресвятой Богородице – «Царице моя Преблагая».
Большинство образов нашей выставки, созданных в Сибири или в иконописных центрах России, принадлежат XVII–XIX векам; иконопись этого периода, который принято именовать поздним, до сих пор остается недостаточно изученной, вызывая в последнее время большой интерес как специалистов, так и всех тех, кому интересна история и культура своей страны.
Население Западной Сибири всегда было неоднородным, кроме коренного аборигенного, оно составлялось из нескольких главных и огромного количества мелких, практически повседневных миграционных потоков.
Переезжающие на новое жительство старались привезти почитаемые в семье, передаваемые из рода в род главные духовные святыни – книги и иконы.
Таким образом, в Сибири и Томске последовательно оказываются образцы для подражания, памятники из всех главных русских иконописных центров. Первые иконописные образы, созданные в традициях известных древнерусских художественных центров или прибывшие в Западную Сибирь прямо оттуда, пользуются здесь искренним, глубоким почитанием и нередко прославляются чудотворениями, чему немало способствует вера местных жителей, выстраданная зачастую на последней грани жизненного отчаяния, в невероятно тяжелых, буквально первопроходческих условиях.
Памятники со сложившимися, узнаваемыми чертами московской, новгородской, ярославской школ, строгановских и северных писем, московской Оружейной палаты последовательно оказывают мощное влияние на становление сибирской иконописи, в значительной степени определяют ее дальнейшую стилистическую и сюжетную линию и долгое время служат художественными образцами для местных мастеров.
Выставка Томского художественного музея лишь отчасти отражает великое множество иконографических типов и стилей образов Божией Матери, известное в истории мировой и русской иконописи.
Именно к Ней – «Царице Небесной, Преблагой и Премилостивой», глядя на святые иконы, веками обращаются за помощью, никогда не оставаясь неуслышанными.
И. А. Евтихиева.
Цена билета:
Общий - 100 руб.
Детский - 50 руб.
Фоторепортаж с открытия выставки смотрите по ссылке. Фотограф Виталий Липатов.
Видеосюжет Анны Янковой ("Томское время") о выставке:
Благовещение Пресвятой Богородицы. Мастерская И.А. Панкрышева. 1907 г. Музей Томской епархии. |
Богоматерь Казанская. Перв.пол.XVII в. с дописями XIX в. Зап. Сибирь. |
Богоматерь Абалацкая. Втор.пол. XIX в. Томск. ТОХМ |
Покров Богоматери. 1887. Томск. Мастерская П.Я. Щербакова. ТОХМ |