Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Календарь памятных дат / Календарь памятных дат 2024 года

Юбилеи художников, произведений, представленных в собрании ТОХМ, а также знаковых событий
* знаком помечены дата рождения художника, события

 

ЯНВАРЬ

200 лет со дня рождения первого томского профессионального художника Павла Михайловича КОШАРОВА (1824–1902), литографа, живописца, педагога, выпускника Императорской академии художеств, с 1851 – преподавателя рисования Томской мужской гимназии, воспитавшего группу томских художников и организовавшего первую в истории Сибири персональную художественную выставку (1860). В своих камерных произведениях художник запечатлел природу Алтая, Тянь-Шаня, Камы и Волги, Восточной Сибири и Томска. (1*)

90 лет со дня рождения советского, грузинского и российского художника Зураба Константиновича ЦЕРЕТЕЛИ, президента Российской академии художеств, народного художника СССР, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством». Церетели известен своими скульптурными и монументальными работами, живописными и графическими произведениями. В Томском областном художественном музее хранятся шесть графических произведений художника. Четыре листа из серии «Чарли Чаплин» подарены музею автором на открытии IV Томской всероссийской триеннале «Рисунок России» (2010). В 2019 два листа были переданы его дочерью после персональной выставки художника «Евангельские сюжеты» в Томске. (4*)

140 лет со дня рождения художника-педагога Вениамина Павловича БЕЛКИНА (1884–1951), представителя самого младшего поколения мирискусников, участника бурной художественной и артистической жизни столицы 1920-х. Богатая творческая жизнь этих лет сблизила его с Алексеем Толстым, Анной Ахматовой, Александром Бенуа, Константином Сомовым и др. Он оформлял книги для издательств Ленинграда и Москвы. В 1902–1903 учился в Томском технологическом институте. В 1980-х его ленинградские наследники передали коллекцию произведений художника (более 400 ед. хр.) в собрание Томского областного художественного музея: среди которых портреты его жены, автопортреты, иллюстрации к книгам Алексея Толстого. (14*)

180 лет со дня рождения русского художника-передвижника Василия Максимовича МАКСИМОВА (1844–1911), мастера жанровых сцен, воспевшего русскую деревню, крестьянский уклад жизни, традиции и обряды сельской глубинки. Его картины тепло принимались на выставках, их охотно покупал П.М. Третьяков. Получив звание классного художника, Максимов покинул стены академии и отправился в деревню Шубино Тверской губернии на должность домашнего учителя рисования. Умер он всеми забытым нищим и больным человеком. И.Е. Репин в некрологе писал: «Максимов из первого поколения передвижников, он глубже других понимал поэтический склад русской натуры, ближе всех стоял к народным представлениям о красоте». (17*)

75 лет со дня рождения известного петербургского художника Владимира Александровича ЦИВИНА, скульптора-керамиста с мировым именем, графика, который в совершенстве владеет «пластической речью». Член творческого объединения «Одна композиция» (1977–1986). Член Международной академии керамики (Женева, 1983). Жил в Томске (1972–1976), работал главным художником Богашевского экспериментального завода художественной керамики. В собрании музея – сервиз «Расписной» (1975), композиция «Зима в Богашево (2004), композиция «Оттепель» (2004), поступившие в дар от автора в 2011. (22*)

85 лет со дня рождения мастерицы дымковской игрушки Людмилы Александровны ИВАНОВОЙ (1939–1987), которая училась в мастерских дымковской игрушки у Е.З. Кошкиной, З.В. Пенкиной, Л.Н. Никулиной, члена СХ СССР с 1984. Игрушки мастера разнообразны по сюжетам: ей равно удавались сказочные, литературные и жанрово-бытовые композиции. Мастер искренне стремилась передать средствами дымковской пластики праздничное настроение. Барыни в её исполнении чрезвычайно нарядны: прическа и головной убор уникальны, платья декорированы оригинальными узорами и дополнены разнообразными аксессуарами – бусами, серьгами, платками, перчатками. (23*)
Подробнее на нашем сайте

120 лет со дня рождения старейшего новосибирского художника Григория Густавовича ЛИКМАНА (1904–1991), начинавшего свой путь художника в театрах и клубах Томска (1923–1925): в его творчестве ярко проявлялись черты русского авангарда начала века. В собрание Томского областного художественного музея в прошлом году поступила большая коллекция графических произведений тех лет. Это зарисовки деревянной архитектуры города, эскизы театральных декораций, наброски. (25*)

80 лет со дня рождения Николая Васильевича ЕРШКОВА, художника скульптурной пластики из стекла, заслуженного художника России. Учился в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого (1963–1970), на отделении стекла и керамики Московского высшего художественно-промышленного училища (1970–1975). В течение 30 лет работал художником завода «Красный гигант» (Никольск Пензенской обл.), создавая декоративные композиции и тиражные изделия. Основная область творчества — скульптурное стекло, гутная техника со шлифовкой. В собрании музея – скульптурные формы «Бык», «Лайка» и композиция «Родник», поступившие в 1993 из МК РФ. (25*)

130 со дня рождения московского художника Евгения Осиповича МАШКЕВИЧА (1894–1945), живописца, графика, педагога, одного из участников художественной жизни Томска (июнь 1918 – май 1920), члена томской группы футуристов, позднее сотрудника кафедры монументальной живописи ВХУТЕМАСа, автора портретов и композиций на исторические темы.

160 лет со дня рождения томского художника Лидии Павловны БАЗАНОВОЙ (1864–1916), талантливого живописца и графика, члена-учредителя Томского общества любителей художеств. «Базанова по праву может считаться одной из ярчайших фигур в культурной жизни Томска. С ее именем связаны кардинальные преобразования художественной жизни города в начале ХХ века. В первое десятилетие ХХ века Л.П. Базанова – самый сильный живописец среди томских художников». Она выезжала в экспедиции на Алтай и Байкал, активно участвовала в художественных выставках, оставила свой след не только как художник, но и как популяризатор художественного образования в Сибири. Базанова жила в Томске (1899–1913), приехав вслед за мужем, который был сначала профессором, а впоследствии и ректором Томского императорского университета. Л.П. Базанову за красоту и ум заслуженно называли «царицей» томских художников. Большинство ее работ хранится в Томске, в фондах художественного музея и частных коллекциях.

ФЕВРАЛЬ

160 лет со дня рождения томского архитектора Петра Федоровича ФЕДОРОВСКОГО (1864–1944), автора проектов многочисленных томских зданий, прекрасного рисовальщика, преподавателя Томского технологического института, члена Императорского общества акварелистов и члена правления Томского общества любителей художеств. Жил и работал в Томске (1895–1905, 1912–1916). (2*)
Подробнее на нашем сайте

160 лет со дня рождения известного русского художника Алексея Кузьмича ДЕНИСОВА-УРАЛЬСКОГО (1864–1926), мастера пейзажа, в основном уральского, выходца из семьи потомственных камнерезов Урала, что подчёркивается дополнением собственной фамилии столь важным топонимом. Алексей Кузьмич – всемирно известный художник, признанный мастер камнерезного искусства, ювелир, публицист, путешественник, краевед, успешный предприниматель и коллекционер. В собрании музея хранится известный пейзаж мастера «Лесной пожар» 1898 (198х270 см), отмеченный серебряной медалью на международной выставке (1904), поступивший в музей в 1982 из МК РСФСР. Тема горящего леса была одной из важнейших в живописи художника, на протяжении многих лет, он обращается к ней на разных этапах своей живописной деятельности, заново переосмысливая наработанное. (6*)

100 лет со дня рождения московского художника Александра Фирсовича СУХАНОВА (1924–1996), живописца и монументалиста. Он создавал мозаики для станции московского метро «Комсомольская», панно для ЭКСПО в Лейпциге, в составе творческого коллектива восстанавливал известные панорамы. Современники характеризовали его как человека утонченного, обладающего немыслимой энергией и силой цвета, и отмечали его преданность и служение Искусству. Он обладал «абсолютным слухом» не только к цвету и форме, но и к художественной правде. Суханов практиковал нетрадиционный стиль живописи, не связанный с официальными догмами 1970–1980-х. (7*)

75 лет со дня рождения томского живописца-педагога Людмилы Алексеевны КАЗАЧЕК, автора пейзажей, натюрмортов, портретов. В работах художника всегда присутствует чувство радости и позитива, разливается живой свет и почти ощутимый восторг. В этом году исполняется 50 лет плодотворной педагогической деятельности художника в детских художественных школах Томска. (11*)

75 лет со дня рождения томского живописца Валерия Владимировича ПОСЛАВСКОГО (1949–1985), выпускника Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, где учился у Ю.М. Непринцева и А.Д. Романычева. В Томске жил с 1973. Художник отличался трудоспособностью, неудовлетворенностью и постоянным стремлением в творчестве к лучшим образцам ленинградской школы реализма, отличающейся эмоциональной сдержанностью, ясным выражением мысли, поисками гармонии. (15*)

110 лет со дня рождения ленинградского скульптора малых форм Ефима Ароновича ГЕНДЕЛЬМАНА (1914–1982), советского скульптора, живописца, графика, прикладника, работавшего в фарфоре. Художник большую часть своей творческой жизни посвятил знаменитому Ленинградскому фарфоровому заводу им. М.В. Ломоносова (1955–1967), где мастер активно работал над созданием малой пластики, фарфоровых статуэток, которые выпускались огромными тиражами и расписывались художниками Е.Н. Лупановой и К.Г. Косенковой. Член Союза художников СССР. Музей хранит два произведения художника. (16*)

105 лет со дня рождения знаменитого ленинградского художника-педагога Андрея Андреевича МЫЛЬНИКОВА (1919–2012), действительного члена АХ СССР, народного художника СССР. Он создавал эпические и лирические полотна, мозаику, росписи, скульптуру. Пережил все горести, выпавшие на долю русского народа в XX веке: Гражданскую войну, блокаду Ленинграда и перестройку. Таланта и мудрости у Мыльникова было настолько много, что он щедро делился ими с другими, воспитав несколько поколений современных живописцев и монументалистов. (22*)

75 лет со дня рождения мастерицы дымковской игрушки Алевтины Матвеевны ТРЕФИЛОВОЙ (1949–1994), которая в 1966 пришла в дымковской мастерские, где обучалась у З.В. Пенкиной, Л.С. Фалалеевой. В 1978 она стала лауреатом премии Ленинского комсомола, в 1985 – членом Союза художников СССР. А.М. Трефилова –– единственная мастерица в дымковском промысле, которая обращалась к композициям с включением обнажённой натуры, часто созданным по библейским мотивам. (24*)
Подробнее на нашем сайте

МАРТ

105 лет со дня рождения московского художника Василия Васильевича КАМЕНСКОГО (1919–1976), живописца, графика, старшего сына известного поэта-футуриста Василия Каменского. В собрании Томского областного художественного музея хранится графическая серия «Балетная сюита» с портретами ведущих танцоров Большого театра, созданная художником в 1967, посвященная его дочери балерине Елене Каменской. (12*)

90 лет со дня рождения известного русского художника нонконформиста Владимира Игоревича ЯКОВЛЕВА (1934–1998), одного из наиболее ярких представителей поколения «шестидесятников» и неофициального московского искусства. Входил в круг теоретика авангарда И. Халупецкого, художников М. Гробмана и А. Зверева, поэта Г. Айги, композитора А. Волконского. Его работы экспонировались на выставке «Русский авангард сегодня» в Кёльне, «Другое искусство. 1956–1979» (ГТГ, ГРМ), персональная выставка прошла в ГТГ (1995). Его портреты, натюрморты, а также знаменитые «цветы» впечатляют глубиной одинокого существования в живописном пространстве, скрытой энергией сопротивления. В собрании музея натюрморт-символ «Два голубых цветка» (1974), поступивший по заявке музея из МК СССР. (15*)

130 со дня рождения московского живописца Ольги Сергеевны МАЛЮТИНОЙ (1894–1979), дочери С.М. Малютина – автора русской матрешки, замечательного живописца, долгое время остававшегося в тени своего знаменитого отца. Она была активной участницей художественных объединений первой четверти XX века. Предметная насыщенность многих композиций Малютиной, их декоративная зрелищность, искреннее наслаждение, с каким она раскрывает красоту мира вещей, заставляет вспоминать голландские «завтраки» и «десерты», роскошные композиции фламандских мастеров, для которых характерна праздничная демонстрация изобилия и щедрости. (16*)

425 лет со дня рождения известного фламандского художника Антониса ВАН ДЕЙКА (1599–1641), живописца, рисовальщика и гравёра, создателя блистательных камерных и парадных портретов. После длительного пребывания в Италии он стал первым придворным живописцем английского короля Карла I. Помимо портретов, которые современники ценили необычайно высоко, Ван Дейк также писал картины на библейские и мифологические сюжеты. В собрании Томского художественного музея хранится копия XIX века с известного полотна художника «Мистическое обручение Блаженного Германа-Иосифа с Марией», оригинал которого находится в постоянной экспозиции Музея истории искусств в Вене. (22*)

180 лет со дня рождения Ефима Ефимовича ВОЛКОВА (1844–1920), русского живописца, талантливого пейзажиста, писавшего северную природу, академика Императорской академии художеств, примкнувшего к Товариществу передвижных художественных выставок. Музей обладает характерным пейзажем – образцом творчества Е.Е. Волкова, включенным в постоянную экспозицию, подтверждающим его славу «поэта русской осени и туманов». (23*)

130 со дня рождения томского живописца Бориса Леонидовича КУТУКОВА (1894–1961), театрального художника, автора натюрмортов и пейзажей, мастера акварельного натюрморта с фруктами и цветами. Учился в Пензенском художественном училище у И.С. Горюшкина-Сорокопудова, Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Петербурге. Работал в театрах Костромы, Томска, Горького, в 1948 создал первую экспозицию Нарымского краеведческого музея. (28*)

АПРЕЛЬ

190 лет со дня рождения русского живописца Григория Григорьевича МЯСОЕДОВА (1834–1911), «столпа» передвижничества, действительного члена Академии художеств, признанного мастера живописи и офорта, чье творчество заложило основы русского реализма второй половины XIX века, крупнейшего мастера бытовой картины и портрета. В собрании музея творчество Мясоедова представлено живописным «Портретом скрипача В.Г. Вальтера» (1902) и офортом «Дорога из Бахчисарая в Успенский монастырь» (1873) из «Альбома русских аквафортистов». (7*)

70 лет со дня рождения мастера семикаракорской керамики Светланы Валентиновны МАРТЕНЬЯНОВОЙ, представителя уникального народного промысла Юга России – художественного фаянса с ручной подглазурной росписью. С.В. Мартеньянова – член Союза художников России с 1993 – работает с фаянсом, шамотом, фарфором. Она организовала на предприятии участок по изготовлению мелкой пластики «Донской фаянс», была автором нового колористического решения заводской продукции – основной темой творчества мастера является создание сюжетной росписи с изображением зимней донской природы с использованием нежно-голубого колорита с включением золотистой охры. Излюбленные мотивы: охота, рыбалка, народные гуляния. (10*)
Подробнее на нашем сайте

105 лет со дня рождения томского художника-фронтовика Сергея Михайловича ШМЕЛЕВА (1919–1977), живописца, автора портретов, пейзажей, натюрмортов. Офицер, воевал на Ленинградском фронте, был ранен, имел награды. Служил армии с 1939, демобилизован в 1953. После войны параллельно со службой учился в Горьковском художественном училище (1948–1951). Жил в Томске с 1953, удачно участвовал в областных и всероссийских выставках. (15*)
Подробнее на нашем сайте

90 лет со дня рождения ленинградского художника художественного стекла Адольфа Михайловича ОСТРОУМОВА (1934–2013), представителя ленинградской школы стекла, заслуженного художника РСФСР. Адольф Михайлович начал работать в стекле в 1960 после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Вся его творческая жизнь была связана с Ленинградским заводом художественного стекла. Его произведения признаны классикой отечественного стеклоделия. «Работы Остроумова отличаются красотой, сдержанной праздничностью, стройностью форм, «благородством и строгостью пропорций». Адольф Михайлович работал с хрусталем, уделяя основное внимание его оптическим свойствам. Цветовые пятна в его произведениях довольно сдержаны, размыты. Для творчества характерно использование техник свободного выдувания, матовой гравировки, шлифовки, пескоструйной обработки, алмазной грани, гутной техники, рифления, декорирование изделия цветными включениями и нитью. В музее хранится его композиция «Ростки» (1990) из шести предметов, поступившая из МК РФ. (16*)

85 лет со дня рождения московского живописца Евгения Алексеевича СТРУЛЕВА (1939–1998), который начинал как «наивный» художник, в дальнейшем обратился к экспрессионистической живописи. Он работал в стиле, радикально отличающемся от канона соцреализма. Рано получивший признание Евгений Струлёв для части своего поколения был символом творческой независимости и непреклонности в искусстве. В собрании музея два холста художника: «Сенокос. Отдых» (1976) и «Невеста» (1981). (18*)

125 лет со дня рождения известного томского живописца-педагога Веры Ивановны КОТОВОЙ (1899–1980), ученицы Р.Р. Фалька, А.Д. Древина. Художника, создавшего портретную галерею известных томичей, большую коллекцию великолепных натюрмортов. Педагогическая деятельность в Томске: Томский политехнический институт (1945–1967), художественные студии (1945–1974), ДХШ № 1 в Томске (1970–1972). Председатель Томской организации СХ РСФСР (1947–1949, 1954–1957). Пользовалась непререкаемым авторитетом в среде томских художников. (19*)

80 лет со дня рождения известного московского художника Натальи Игоревны НЕСТЕРОВОЙ (1944–2022), заслуженного художника РФ, действительного члена Российской академии художеств. Нестерова была одним из лидеров «семидесятников»-новаторов отечественного искусства 1970–1980-х. Её картины похожи на притчи-гротески: время на них как таковое отсутствует, все кажется простым, но в этой простоте заключена особая тайна ее живописи, так как брутальная, нагруженная фактура создает ощущение особой энергии. За свою творческую 50-летнюю карьеру Наталья Нестерова была участницей более чем шестидесяти персональных и групповых отечественных и зарубежных выставок. На ее счету около 2000 картин, которые высоко котируются на мировом рынке. Большая часть наследия художника представлена в ведущих музеях России, а также в галереях Америки и Франции. В собрании музея хранятся две жанровые композиции (1982, 1983) и диптих «Сванетия» (1983), приобретенные у художника. (23*)

135 лет со дня рождения известного московского живописца-педагога Григория Михайловича ШЕГАЛЯ (1889–1956), автора полотен на историко-революционную и бытовую темы, пейзажиста-колориста, члена-корреспондента АХ СССР, профессора Московского художественного института им. В.И. Сурикова и ВГИКа. Обобщая свой профессиональный опыт, профессор Григорий Шегаль опубликовал целый ряд статей, а также подготовил фундаментальную монографию «Колорит в живописи». В собрании музея девять его первоклассных произведений, в том числе знаменитый холст «Оливы утром», семь из них приобретены у вдовы художника. (25)

125 лет со дня рождения ленинградского художника Ярослава Сергеевича НИКОЛАЕВА (1899–1978), народного художника РСФСР, живописца, автора пейзажей и портретов. Пережил блокаду Ленинграда, возглавлял Ленинградский Союз художников (1948–1951). Начальное художественное образование получил в Томске, куда переехала семья в 1906, учился в мужской гимназии, посещал вечерние классы рисования и живописи ТОЛХ, занимался в частных студиях Н.Ф. Смолина и К.К. Зеленевского. (30*)

МАЙ

125 лет со дня рождения сибирского графика Александра Георгиевича ЗАКОВРЯШИНА (1899–1945), который являлся знаковой личностью в процессе формирования нового изобразительного искусства Сибири 1920–1930-х. Работал в Томске, Минусинске, Новосибирске, Алма-Ате. В историю томской художественной жизни он вошел как один из организаторов Томского союза художников, прожив в городе чуть более двух лет. В собрании Томского областного художественного музея – 11 графических произведений, два из которых были опубликованы в газете «Красное знамя», где работал художник, а также три фронтовых открытки, которые создавались для фронтовой стенгазеты. Погиб в последние дни войны.

190 лет со дня рождения русского живописца Валерия Ивановича ЯКОБИ (1834–1902), мастера бытового и исторического жанра, автора «сочных социально-значимых живописных ситуаций», одного из учредителей Товарищества передвижников, педагога, преподавателя Императорской академии художеств, руководителя класса исторической живописи в академии. (4*)

85 лет со дня рождения мастера декоративно прикладного искусства, керамиста Юрия Петровича АГАФОНОВА (1939–2014), народного мастера Белгородчины. Работал в области художественной керамики, станковой графики. Учился в Абрамцевском художественно-промышленном училище (1963–1968). С 1970 работал на Борисовской фабрике художественной керамики в Белгородской обл. (10*)

220 лет со дня рождения австрийского художника Иоганна РАУХА (1804–1847), пейзажиста и гравера. Художник десять лет (1831–1841) провёл в Москве, где его покровителем был граф А.Н. Панин. Он создал несколько видов Московского Кремля, усадьбы князя С.М. Голицына «Кузьминки» и Архангельского, а также пейзаж с изображением подмосковного имения графа Орлова в селе Отрада. В нашем музее хранится его живописный «Пейзаж с развалившейся изгородью». (15*)

110 лет со дня рождения московского графика Эммануила Бенционовича БЕРШТЕЙНА (1914–2003), посвятившего свое творчество изображению памятников архитектуры российских городов, которого называли «портретистом древнерусского зодчества». Выпускник Московского архитектурного института, член Союза архитекторов (с 1947), создавал тематические циклы рисунков, акварелей, автолитографий по итогам путешествий по стране. Во время Великой Отечественной войны по заказу Академии художеств он выполнял натурные зарисовки сохранившихся и разрушенных памятников зодчества в освобожденных городах. Художник и архитектор создал более десяти тысяч графических работ, в том числе альбомы «Московский Кремль в XVII веке» и «Старая Москва», проиллюстрировал не менее сорока книг. (17*)

140 лет со дня рождения русского художника Василия Дмитриевича ПОЛЕНОВА (1884–1927), известного живописца, члена Товарищества передвижных художественных выставок, мастера жанровых картин, пейзажиста, внесшего в русское живописное искусство чистые, более открытые краски, цветные тени, свободный мазок. Поленов доказал своим творчеством, что пленэрный этюд может восприниматься как самостоятельное художественное произведение. Прославился также как театральный художник-сценарист, музыкант, архитектор, руководитель народного театра. В.Д. Поленов-педагог воспитал плеяду выдающихся художников. (20*)

85 лет со дня рождения художника-керамиста Бориса Ефимовича КАЛИТЫ (1939–2015), талантливого керамиста и скульптора, экспериментатора, создателя новых форм. После окончания Московского Высшего художественно-промышленного училища был распределен на работу на Дмитровский фарфоровый завод в поселке Вербилки, бывший завод Гарднера-Кузнецова, где художник проработал большую часть своей жизни (1967–1993). Художник работал над новой пластикой малых форм, привычных и простых утилитарных предметов. В постоянном экспериментальном творческом поиске Калита нашёл собственный способ художественного выражения, свою особую индивидуальную манеру, развивая идеи мастеров русского авангарда 1920–1930-х. В коллекции фарфора музея хранится чайный сервиз «Сопки» (1982), поступивший в 1995 из МК РФ. (30*)

ИЮНЬ

75 лет со дня рождения собирателя народной игрушки Владимира Ивановича КОЛМЫКОВА (1949–2021), живописца, педагога, журналиста, заслуженного работника культуры Республики Мордовия, члена Союза художников России, члена Союза журналистов России. Как художник он работал в жанре пейзажа, натюрморта, тематической картины, известен как этнограф и писатель. В.И. Колмыков внес большой вклад в развитие культуры не только Мордовии, но и России. Одним из основных увлечений мастера было собирание и изучение глиняной игрушки из разных уголков России, Литвы, Белоруссии, Средней Азии. Пик коллекционирования В.И. Колмыкова пришелся на конец 1970–1980-х гг. Собранная им коллекция в полном объеме отражала особенности развития народной игрушки этого периода. В конце 1990-х Томскому областному художественному музею удалось осуществить закупку значительной части коллекции В.И. Колмыкова. Благодаря этому приобретению раздел народной игрушки музея увеличился в трое, где представлены характерные образцы изделий известных российских мастеров. (5*)

100 лет со дня рождения московского художника Владимира Григорьевича ВЕЙСБЕРГА (1924–1985), одного из видных мастеров «неофициального искусства», живописца, графика, педагога, теоретика искусства. Член московской художественной группы «Девяти» (1961–1973), член Союза художников СССР (1961). Имеет научные труды по классификации основных видов колористического восприятия. Его живопись, чувствительна к освещению, прозрачная. Его основная тема – «Белое на белом» – не отрицает наличия цвета: у Вейсберга «белое» состоит из множества едва различимых «частиц» цвета. В его полотнах цвет будто бы поглощается светом, тем самым заставляя картину «светиться» изнутри. В собрании музея – «Портрет Тани Шевердяевой» (1981). (7*)

85 лет со дня рождения чукотского художника-костореза Ивана Ивановича СЕЙГУТЕГИНА (1939–2010), гравера, педагога, заслуженного художника РСФСР (1970), лауреата премии им. И.Е. Репина (1976), художественного руководителя Уэленской косторезной мастерской. С 1961 до конца 1980-х преподавал косторезное искусство в Уэленской школе-интернате. За годы работы в школе и мастерской воспитал несколько поколений учеников, ставших профессиональными косторезами и гравёрами. (12*)

80 лет со дня рождения известного московского художника Татьяны Григорьевны НАЗАРЕНКО, живописца, народного художника России, действительного члена РАХ, одного из ведущих российских художников, чьё творчество представляет отечественное искусство далеко за ее пределами. Назаренко – художник-нонконформист, её творческие позиции сформировались в период перестройки. На всех этапах своей деятельности она достигает значительных высот в решении пластических задач, проявляет новаторство в осмыслении формы и художественных средствах выражения. В собрании музея известный триптих художника, посвященный 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. (24*)

ИЮЛЬ

170 лет со дня рождения русского художника Иосифа Евстафьевича КРАЧКОВСКОГО (1854–1914), «влюбленного в жизнь, свет и краски», в творчестве которого органично соединились академические традиции и реалистические черты, обладавшего исключительной работоспособностью и воплотившего лучшие традиции салонного пейзажа в романтизации природы Крыма, в поэтизации этого земного рая. «Удивительный и тонкий поэт Крыма и Кавказа», «порывистый и быстрый, он любил живопись al prima, то есть писал по сырому, считая, что повторное писание по одному месту вредит яркости тонов». В собрании музея три крымских пейзажа 1902, 1910, 1911 гг. (3*)

130 лет со дня рождения художника-графика, мастера рисунка, ксилографии и литографии, книжной графики, педагога Николая Николаевича КУПРЕЯНОВА (1894–1933), члена художественных объединений ОСТ и «Четыре искусства», профессора Московского полиграфического института. В его творчестве наиболее ярко проявилось ощущение времени первых лет Советской власти. Николай Купреянов прожил всего 39 лет, оставив после себя большое количество рисунков и гравюр, многие из которых хранятся в ведущих музеях России и за рубежом. В собрании музея два первоклассных произведения художника. (16*)

90 лет со дня рождения мастерицы дымковской игрушки Валентины Павловны КРАСИКОВОЙ (1934–1981), легенды дымковского промысла, окончившей в 1968 Кировское художественное училище. Член Союза художников СССР (1968). Основные темы в творчестве: праздничная сторона народной жизни, цирковые сцены и жизнь зверей. В росписи стремилась к «цветовой сочности». (14*)

115 лет со дня рождения ленинградского художника-стеклодува Бориса Александровича ЕРЕМИНА (1909–1991), потомственного мастера-стеклодува, одного из лучших стеклодувов страны. Работал на заводе «Красный гигант» (1924–1948), бригадиром экспериментальной группы выдувальщиков на Ленинградском заводе художественного стекла (1948–1972), где выполнял индивидуальные заказы художников: В.И. Мухиной, А.Я. Якобсон, Н.Н. Ростовцевой. Создавал декоративные сосуды и вазы, чаши, кубки, бокалы, приборы для воды и вина, сервизы, анималистические скульптуры. Для его творчества характерно использование техник широкой грани, гравировки, гутной техники. Восстановил в соавторстве технику венецианской нити, которую любил использовать в своих произведениях. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1967). В собрании ТОХМ – его скульптура «Такса», выполненная из бесцветного стекла в гутной технике. (20*)

85 лет со дня рождения мастерицы дымковской игрушки Валентины Дмитриевны БОРОДИНОЙ (1939–2020), которая пришла работать на промысел в 1966, где сначала работала упаковщицей игрушки, затем стала учиться у З.В. Пенкиной, Е.З. Кошкиной, А.В. Кузьминых. Участник выставок с 1969. В 1975 награждена медалями Министерства культуры РСФСР и Союза художников РСФСР. «Яркость в цвете придаёт что-то солнечное, тёплое, манящее к себе детей и взрослых, которые не могут пройти мимо без улыбки. Каждый, видя игрушку, как бы возвращается в своё детство», – считала мастерица. (29*)

АВГУСТ

75 лет со дня рождения мастерицы дымковской игрушки Людмилы Николаевны ЕЛСУКОВОЙ (ДОКИНОЙ), которая обучалась у Е.З. Кошкиной и А.П. Печенкиной на промысле, училась в Кировском училище искусств на педагогическом отделении. Участник выставок с 1972. Член Союза художников СССР (1985). Одной из любимых тем в творчестве Людмилы Николаевны является русская сказка. В собрании Томского художественного музея хранятся удивительные работы этой мастерицы, созданных по всем канонам традиционной дымковской игрушки. (1*)

75 лет со дня рождения томского монументалиста-витражиста Николая Алексеевича ИЛЁШИНА, автора первого витража в Томске в интерьере НИИ вакцин и сывороток (1976), который он остался верен витражному делу до настоящего времени. Мастер создает звучные акценты-настроения в интерьерах сибирских городов. Илёшин – прекрасный и креативный рисовальщик, постоянный участник выставок различного уровня. (2*)

110 лет со дня рождения ленинградского художника Лии Александровны ОСТРОВОЙ (1914–2009), живописца и графика, автора солнечных цветочных натюрмортов, великолепных детских портретов, выпускницы Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, которая была с сыном и матерью в эвакуации в Томске (1941–1944). В Томске прошла её первая персональная выставка, на которой было представлено 110 произведений. В собрании музея – живопись и графика томского военного периода, большая часть которых передана в дар автором в 1999. (3*)

85 лет со дня рождения известного красноярского художника Анатолия Марковича ЗНАКА (1939–2002), народного художника России, члена-корреспондента АХ СССР, педагога, профессора Красноярского художественного института. Учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1964–1970) у Е.Е. Моисеенко. «Знак умел писать всё: пейзаж, натюрморт, портрет, картину. Причём писать так, что, занимайся он исключительно одним жанром из перечисленных, всё равно вошёл бы в созвездие лучших». Преподавал несмотря на глухоту в Красноярском государственном художественном институте 20 лет. (5)

80 лет со дня рождения томского живописца-педагога Олега Натановича АРУТЮНОВА (1944–2022), автора тонких по колориту живописных пейзажей, выпускника Ташкентского государственного театрально-художественного института им. А.Н. Островского (1967–1974), преподавателя Института искусства и культуры ТГУ (2003-2021). Жил и работал в Томске с 1997, где провел две персональных выставки. (8*)

135 лет со дня рождения знаменитой мастерицы каргопольской игрушки Ульяны Ивановны БАБКИНОЙ (1889–1977), легенды и народного мастера мастер каргопольской глиняной игрушки. Она «не могла не создавать свои игрушки, они были продолжением ее жизни, ее существа. Рождение их можно было сравнить лишь только с песней — столько было в этом легкости и внутренней ритмики». В 1950-е Ульяна Ивановна оказалась единственной мастерицей в регионе, связанной с этим игрушечным промыслом. Среди любимых сказочных героев мастерицы были Полкан — полуконь-получеловек, птица-сирин, конь о двух головах, «коровушка» и др. Удавались ей и сюжетные сценки, меткие по пластическому решению, передающие праздничную атмосферу народного гулянья. В 1950-е Бабкина смогла привлечь к забытому ремеслу нескольких односельчан, а в 1960-е ее работами заинтересовались известные искусствоведы и коллекционеры, поддержавшие возрождение старинного промысла. (10*)

80 лет со дня рождения томского скульптора Веры Георгиевны МУШТАКОВОЙ, автора станковых и монументальных произведений. Плодотворным в творчестве скульптора был период 1970–1980-х гг., когда на крупных всесоюзных и всероссийских выставках с большим успехом экспонировалась деревянная скульптура В.Г. Муштаковой, отражающая этнографическую выразительность моделей – женщин Севера. «Успех этой серии работ был определен искренней заинтересованностью и любовью автора к народу, сохранившему своеобразие своей национальной жизни. В основе творчества художника лежит знание материала: людей, традиционных занятий, костюма, неповторимой пластики движений, обусловленной образом жизни». (19*)

140 лет со дня рождения томского скульптора Анатолия Ивановича СОЛОВКИНА (1884–1968), одного из первых сибирских скульпторов, имевших профессиональное образование, автора монументального декора и станковых произведений, члена-учредителя Томского общества любителей. Из семьи художника И.Т. Соловкина. Самоучкой участвовал в творческой жизни города, а в 1909 при поддержке Сибирского общества помощи нуждающимся сибирякам поступил в художественную школу Императорского общества поощрения художеств. В собрании музея хранится бюст из терракоты «Портрет Николая Круликовского в детстве» (1925), подаренный известным томским математиком Н.Н. Круликовским в 2008. (24*)

130 лет со дня рождения московского художника Сергея Михайловича РОМАНОВИЧА (1894–1968), живописца, графика, монументалиста, писателя и философа, который сыграл большую роль в становлении русского искусства первых десятилетий XX века. Несмотря на величину творческого дарования, Романович до сих пор остается мало исследованным и не до конца понятым художником. Активный член творческих объединений 1920-х, с 1930-х ушел практически в художественное «подполье». Основная часть работ, созданных художником, посвящена композициям на антично-мифологические и евангельские темы, которые он разрабатывал в течение всей своей жизни, тяготел к религиозному символизму, ратовал за искусство синтеза формы и смысла, основанного на живом религиозном опыте. Иллюстрировал литературные произведения классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова, Гёте. В собрании музея два произведения художника, в том числе живописное полотно 1940-х «Три грации». (29*)

СЕНТЯБРЬ

120 лет со дня рождения европейского и советского художника Юргиса Ионасовича ПРЕЙССА (1904–1984), живописца и графика, члена Союза художников СССР и легендарного советского разведчика. «В этом человеке необычно всё – даже место рождения и смерти. Родился в прусском Кёнигсберге, а умер в Кемерово. Получил академическое европейское образование. Знал пять языков. Близко общался с Пабло Пикассо и др. величайшими мастерами». Художник европейской школы искусства, у которого при жизни была всего одна персональная выставка в Париже (1937). Позднее был сослан в Сибирь. Жил в Томске (1943–1956), куда перевели его вторую жену преподавателя Томского мединститута Евгению Гонтарь: работал в товариществе «Художник», Томских художественно-промышленных мастерских (1953–1956). Прейсс участвовал в томских выставках, зарабатывал на жизнь тем, что рисовал наглядные пособия по анатомии. В собрании музея хранится небольшая коллекция его работ, большей частью томского периода, подаренная дочерью художника – Л.А. Бирюковой. (1*)

90 лет со дня рождения московского художника Элеоноры Александровны ЖАРЕНОВОЙ, монументалиста, живописца, графика, народного художника России, действительного члена РАХ. Училась в монументальной мастерской А.А. Дейнеки в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Её называют «титаном монументального искусства», ей подвластны мозаика, гобелен, росписи, витраж, фреска, инкрустация. Часто в соавторстве с супругом Владимиром Васильцовым, она создала множество известных произведений. В собрании музея шесть станковых живописных произведений художника, поступивших из МК СССР и в дар от художника в 1998. (2*)

75 лет со дня рождения томского ювелира Эрнеста Имамухаметовича ДЮСЬМЕТОВА (1949–2009), заслуженного художника России, представителя «уральской ювелирной школы» (ученика В.Н. Сочнева, Л.Ф. Устьянцева, В.Ф. Ветрова), для которой характерно выявление природной красоты камня, раскрытие его уникальных особенностей. Как писала искусствовед В. И. Копылова в книге «Ювелирное искусство Урала»: «Для них самоцвет и поделочный камень стали активным и, пожалуй, самым главным формообразующим фактором. Он подсказывал замысел, решение оправы, её декоративную отделку». Председатель Томского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» (1992–2005). В Томске жил с 1983. В собрании музея – три гарнитура ювелира: «Мотыльки» (1984), «Марина» (1990), «Последняя стоянка» (1995) и «Автопортрет» художника. (4*)

75 лет со дня рождения липецкого мастера глиняной игрушки Николая Константиновича АНДРОСОВА (1949–2015), живописца, графика, члена Союза художников России, выпускника Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина. Художник Андросов – цельный человек, оберегающий мир в себе, писал: «Всю свою жизнь я занимался тем, чем хотел, что нравилось. Строил большой дом, красил, лепил горшки, работал в области живописи, графики, ткачества, глиняной игрушки, занимался вырезанками». Глиняная игрушка Липецкой области признана объектом нематериального культурного наследия, в чем есть большая доля Н.К. Андросова. (19*)

95 лет со дня рождения мастерицы дымковской игрушки Анфисы Ивановны ВОРОЖЦОВОЙ (1929–2003), которая училась в мастерских дымковской игрушки у Е.З. Кошкиной, З.В. Пенкиной, З.Ф. Безденежных. Участник выставок с 1961. Особенность стиля художника – округлые формы крепких приземистых фигурок, минимум орнаментальных деталей с незамысловатой лепкой, широкие открытые лица, простой деревенский наряд, отражающий реальные приметы народной жизни, которая была известна мастерице. (26*).

ОКТЯБРЬ

85 лет со дня рождения художника-керамиста Владимира Николаевича ГОРИСЛАВЦЕВА, заслуженного художника России, действительного члена РАХ, одного из ведущих художников современного отечественного декоративного искусства, представителя «петербургской школы керамики», ученика профессора В.С. Васильковского по Ленинградскому Высшему художественно-промышленному училищу им. В.И. Мухиной. Работал художником экспериментальных керамических мастерских Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР (1975–1991). Член Международной академии керамики (Швейцария). В собрании музея хранится сервиз «Белые ночи» из 17 предметов. (3*)

140 лет со дня рождения русского авангардиста Алексея Алексеевича МОРГУНОВА (1884–1935), одного из основоположников русского художественного авангарда, соратника К.С. Малевича. Моргунов пробовал себя в разных направлениях: в фовизме, неопримитивизме, кубофутуризме, феврализме и других модных веяниях. После революции художник обратился к неоклассицизму и соцреализму. Сын пейзажиста-передвижника А.А. Саврасова. Продолжительное время творчество Алексея Алексеевича находилось в абсолютном забвении. В собрании музея хранится его композиция «Кубизм» (1914–1915), написанная на иконной доске, поступившая в 1929 из Государственного музейного фонда. (9*)

100 лет со дня рождения известного сибирского художника Юрия Ивановича ХУДОНОГОВА (1924–1967), мастера сибирского пейзажа и натюрморта с ярко выраженной индивидуальной манерой, представителя искусства «шестидесятников». Участник Великой Отечественной войны: в 18 лет он ушёл на фронт, был тяжело ранен, за бои под Кёнигсбергом награжден. Он принадлежал к поколению романтиков-идеалистов, искал новый изобразительный язык, отдавая предпочтение чистому цвету, динамичной композиции. Худоногов вошёл в искусство Сибири, как певец древней земли Хакасии, где им была найдена абсолютная гармония мироздания и собственного восторга перед миром. Пейзажи Хакасии становятся сибирской классикой. Творческий путь мастера был недолгим – 12 лет, но за это время Юрий Иванович сумел получить признание и оставил большое творческое наследие. В собрании музея шесть живописных произведений мастера, подаренные дочерью в 2006 и приобретенные у вдовы художника в 1988. (14*)

110 лет со дня рождения советского скульптора-фарфориста Нины Александровны МАЛЫШЕВОЙ (1914–1983), скульптора Дулевского фарфорового завода, которая была знаменита как автор жанровых статуэток на темы счастливого материнства и детства, дружбы народов, театра, балета и др., которые выпускались массовыми тиражами и экспонировались на крупных выставках, а также как автор сложных многофигурных композиций из фарфора. Училась в Московском институте прикладного и декоративного искусства, где живопись преподавал Р.Р. Фальк, а скульптуру Е.Ф. Белашова. В 1947 после окончания института и до последних дней работала в Дулево: она была автором не только форм, но и лично выполняла образцы росписи, большое внимание уделяла деталям, лицам, прическам, одежде. Она называла свои работы «зарисовками с натуры», не лишенными обаяния и юмора. Скульптуры Малышевой выглядят как самоценные художественные произведения и высоко ценятся в среде коллекционеров, оригиналы работ этого мастера невозможно перепутать с поздними репликами – их гладкая белая поверхность словно наполнена светом. В собрании музея хранится редко встречающаяся композиция музейного достоинства – «Газировщица» (1950-е). (23*)

70 лет со дня рождения томского художника-педагога Виктора Робертовича ВИИТМАНА (1954–2020), скульптора, живописца, автора тематических и анималистических композиций, портретов, отличающихся острой современностью, оригинальным взглядом на скульптуру. Доцент кафедры инженерной графики и кафедры автоматизации и робототехники Томского политехнического университета, автор научных статей-исследований в области промышленного дизайна. (24*)

90 лет со дня рождения мастерицы дымковской игрушки Анны Васильевны КУЗЬМИНЫХ (1934–2015), легенды и ветерана промысла, заслуженного художника России. В 1956 она начала работать в художественных мастерских, училась у старейших мастериц Е.И. Косс-Деньшиной и О.И. Коноваловой. Член Союза художников СССР с 1977. Её игрушки отличаются особым изяществом колорита, где преобладают нежные тона и полутона. Она первой на промысле стала лепить дымковскую миниатюру – игрушки величиной со спичку. Создала множество новых по тематике сказочных композиций. (27*)

100 лет со дня рождения московского скульптора Владимира Наумовича ВИЛЬВОВСКОГО (1924–1997), мастера портретного жанра и наблюдательного анималиста, работавшего в станковой и монументально-декоративной скульптуре. Участник Великой Отечественной войны, орденоносец, тяжело раненый в боях, но сумевший преодолеть боль и страх после ампутации ноги и стать скульптором. Учился в Н.В. Томского в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (1949–1955). Несмотря на инвалидность, был путешественником, яхтсменом – капитаном международного класса, лыжником, участвующим в соревнованиях на равных со здоровыми спортсменами. В собрании музея два скульптурных произведения художника, подаренные в 1998 вдовой художника. (31*)

НОЯБРЬ

90 лет со дня рождения знаменитого литовского скульптора Альбертаса БЕЛЯВИЧУСА, автора монументальных и станковых произведений, отличающегося яркой индивидуальностью, тонкого медальера, исследователя литовской народной скульптуры. В собрании художественного музея хранится «Композиция по мотивам творчества Д.Д. Шостаковича» (1982), выполненная из дерева. Произведение поступило из Министерства культуры СССР, до этого участвовало в 1983 на Литовской республиканской выставке. (3*)

120 лет со дня рождения московского скульптора Люси Степановны ГАЛУМОВОЙ-СЕРОПОВОЙ (1901–1997), автора монументальных и станковых произведений, выполненных в реалистической манере, вошедших в золотой фонд советской скульптуры. Училась в Тифлисской академии художеств (1926–1927) у Я.И. Николадзе, во ВХУТЕИНе (1930) у А.Т. Матвеева. Галерея созданных мастером портретов Героев Советского Союза хранится в Музее Победы в Москве. В Томском художественном музее творчество скульптора представлено великолепным по исполнению бюстом, выполненным в годы войны – «Герой Советского Союза П.А. Гнидо. Пьеро» (1944). (7*)

110 лет со дня рождения московского художника Ильи Львовича ТАБЕНКИНА (1914–1988), приверженца концептуального искусства 1970–1980-х, особую роль в котором занимал его новый язык абстрактных натюрмортов. Табенкина высоко ценили знатоки и почти не знала публика. Он стоял в стороне от всех программных направлений современной живописи, его называли «здешним Моранди». Табенкин писал: «В натюрморте, не меньше, чем в других жанрах, может быть воплощено отношение художника к миру, к проблемам, волнующим людей. Простые формы могут выражать настроения радостные, печальные, трагические. Натюрморт может быть и величественно-спокойным, и взволнованно-романтичным, и драматичным». В 1988 он стал единственным художником своего поколения, участвовавшим в эпохальном московском аукционе «Sotheby's», представляя натюрморты. В собрании музея один из известных натюрмортов (1981), поступивший из фондов Дирекции выставок Московского союза художников в 1983. (15*)

110 лет со дня рождения мастерицы дымковской игрушки Евдокии Захаровны КОШКИНОЙ (1914–1993), легенды промысла, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, члена Союза художников СССР. С 1938 училась лепке игрушек у свекрови – старейшей мастерицы промысла Е.А. Кошкиной. С 1944 начала работать самостоятельно. Она создавала традиционные сюжеты промысла: животные, птицы, барыни, няни, мужички, в образах которых она передавала яркие и характерные черты из жизни, интерпретируя их на свой лад. (15*)

70 лет со дня рождения томского скульптора Олега Петровича КИСЛИЦКОГО, живописца, поэта, автора инсталляций, которого называют «скульптор с улыбкой». Его работы широко известны в городе: «Ребенку, найденному в капусте», «Герою-любовнику», «Тапочки», «Лягушка-путешественница» и др. Является учредителем и основателем «Гильдию томских художников». (25*)

ДЕКАБРЬ

90 лет со дня рождения холмогорского мастера-костореза Николая Дмитриевича БУТОРИНА (1934–2013), заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Художник окончил Ломоносовскую художественную школу резьбы по кости, Московский полиграфический институт. Член Союза художников СССР. Работал на фабрике резьбы по кости села Ломоносово (1952–1953, 1962–1986). Автор методологии и практики преподавания косторезного искусства в средних и высших учебных заведениях. Николай Дмитриевич является одним из мастеров, создавших и развивших в первой половине XX века новое направление в косторезной технике — гравюру по кости. Его работы отражают события истории Русского Севера, а изображенные на них птицы и животные среди крупных фантастических цветов и деревьев, восходят к традициям русской народной живописи. (7*)

120 лет со дня рождения мастера народного искусства Екатерины Константиновны МЕДЯНЦЕВОЙ (1904–2000), заслуженного работника культуры России, которая первой из народных мастериц России возродила традицию изготовления пензенских кукол из ржаной соломы. Лунинская мастерица прославила Пензенский край изделиями из соломы, дошедшими до Лувра. Закончила единую трудовую школу в 1924 и была направлена на культурно-массовую работу в деревню: работала библиотекарем, учителем, в 1939 создала хор, формировала его репертуар, дирижировала, стала композитором – автором песен, опубликованных в сборниках «Русские народные песни Поволжья», «Песни городской и колхозной самодеятельности», «Народные песни Пензенской области». (9*)

165 лет со дня рождения известного русского и советского художника Николая Алексеевича КАСАТКИНА (1859–1930), живописца, академика, передвижника, первого народного художника Республики (1923), одного из основателей социалистического реализма, которого звали «Некрасов в русской живописи». Касаткин одним из первых он стал работать над циклами, посвященными тяжелой жизни рабочих и шахтеров. Преподавал в Школе литографов при издательстве И.Д. Сытина в Москве (1882–1917, один из ее основателей), Московском училище живописи, ваяния и зодчеств (1894–1918). В собрании музея блистательное по исполнению произведение позднего периода – «Портрет мальчика» (1926), поступивший в 1996 из МК РФ. (13*)

200 лет со дня рождения польского исторического художника Юлиуша КОССАКА (1824–1899), живописца, графика, акварелиста, автора батальных и жанровых композиций, известного анималиста, продолжателя традиций польских баталистов, участника революционный событий в Европе середины XIX века. Излюбленным мотивом художника были кони и батальные сцены с их участием. Создал масштабную галерею конных портретов знатных поляков, запечатлел героические моменты отечественной истории, изобразив великие битвы под предводительством вождей польского народа. В собрании Томского областного художественного музея представлен эскиз к одноименной картине «Князь Юзеф Понятовский на коне» (1870-е), хранящейся в Национальном музее в Варшаве. Эскиз поступил в 1928 из Государственного музейного фонда. К образу Понятовского художник обращался несколько раз. (15*)

105 лет со дня рождения известного советского художника Вячеслава Францевича ЗАГОНЕКА (1919–1994), живописца, пейзажиста, народного художника СССР, действительного члена АХ СССР, который прошел долгий и сложный путь художника, переживший тяготы Финской и Великой Отечественной войны. Загонек – один из крупнейших представителей русской пейзажной живописи второй половины XX века. «Будучи художником яркого дарования, он остро чувствовал природу, особенно ее переходные состояния, умел в любом самом простом пейзажном мотиве найти и выделить нечто сущностное, глубинное, что способно подчеркнуть красоту неброской русской природы». В собрании музея два этюда 1960-х, а также известные работы «Листопад. Веранда» (1974) и вариант известной картины «Приволье» (1982–1984). (19*)

80 лет со дня рождения новосибирского живописца и графика-акварелиста Виктора Семеновича БУХАРОВА, почетного академика Российской Академии художеств, который вошел в искусство Сибири как яркий мастер, обладающий индивидуальной манерой письма, превращающий индустриальный пейзаж и интерьер мастерской в красочное жизнеутверждающее полотно. (16*)

135 лет со дня рождения известного московского живописца-панорамиста Николая Георгиевича КОТОВА (1889–1968), графика, автора пейзажей, портретов, тематических батальных композиций, теоретика и практика направления – панорамизм. Родился в Томске, учился в гимназии, в Томских рисовальных классах у С.М. Прохорова, в Томском технологическом институте. Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После возвращения в Томск – вел активную творческую и общественную жизнь: входил в антиколчаковское «подполье», заведовал отделом Губнаробраза. С 1921 жил в Москве, был деятелем и организатором АХРР и Союза советских художников. Н.Г. Котов вместе со своим другом и единомышленником баталистом М.Б. Грековым стоял у истоков создания советского панорамно-диорамного искусства и приобрел известность как ведущий мастер в этой уникальной области. Большая часть живописного и графического наследия художника разных периодов его творчества была передана наследниками художника в Томский областной художественный музей. (7*)

80 лет со дня рождения ленинградского художника стекла Александра Алексеевича ИВАНОВА (1944–2011), известного представителя ленинградской школы стеклоделия, заслуженного художника России. Большая часть творческого пути Александра Иванова связана с художественной гравировкой в стекле. Прекрасный рисовальщик, он хорошо чувствовал стекольный объём, умело выстраивал композиции, обогащал образы, используя возможности самого материала: играл контрастами матовых и прозрачных поверхностей. Ученик Б.А. Смирнова по Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу им. В.И. Мухиной. Член Американской ассоциации художников стекла, Международной ассоциации художников-гравёров им. Доменика Бимана. Одним из первых создал свою технически оснащенную мастерскую, работал как свободный художник. В последние годы он много экспериментировал, активно использовал технику спекания в стекле. В собрании музея блюдо «Охота», ваза «Медведь» и композиция «Охота Дианы» (1990), поступившие в 1996 из МК РФ. (10*)

95 лет со дня рождения мастерицы жбанниковской игрушки Анны Дмитриевны РАЗГУЛОВОЙ (1929–2000), которая сохранила в целостности традиции жбанниковских дудошников и передала их следующему поколению. Лепке обучалась у отца Д.П. Смирнова. Работала художницей-надомницей от цеха жбанниковской дудки Сёминской фабрики «Хохломской художник»: она готовила дома «бельё», а расписывали неокрашенные дудки на фабрике. Также игрушки изготавливала по заявкам для коллекционеров Москвы и Ленинграда, музеев. Мастер сохранила традиционную форму игрушек и роспись «тычком». Но на ее глиняных свистульках можно увидеть хохломскую травку, ягоды, цветы, выполненные красной, желтой, зеленой и белой красками по-черному и красному фонам. Анна Дмитриевна помимо несложных фигурок животных – барашков, лошадок, оленей – выполняла довольно сложные скульптурные композиции: свистульки в виде коровушек, баранов, петушков, утушек, кормилиц с ребенком, всадников, мужиков с собакой, парней с балалайкой или с гармошкой. (25*)

140 лет со дня рождения русского и советского скульптора Бориса Даниловича КОРОЛЕВА (1884–1963), скульптора-монументалиста, педагога, общественного деятеля, стоявшего у истоков формирования советской скульптурной школы. Королев – один из главных организаторов деятельности по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. В своем раннем творчестве пытался сочетать реалистический метод с элементами импрессионизма и кубизма. В начале 1920-х он отошел от авангардных экспериментов и создал серию этюдов обнажённого женского тела, в которых происходит становление его реалистического метода. Определенная степень эскизности произведений, которая сообщала им особую экспрессию, становится важной составляющей зрелого стиля скульптора. Мастер придавал им характерную шероховатость, усиливающую впечатление эскизности. Эту манеру ученики Бориса Даниловича прозвали «королёвским стилем», сам же Королёв называл получаемый эффект «скульптурным колоритом». В собрании музея хранится графический лист «Композиция» (1920), поступивший из Государственного музейного фонда в 1929, а также две скульптуры из бронзы: «Обнаженная» и «Портрет Л.Н. Толстого» – уменьшенный вариант для тиражирования, приобретенные у московских наследников скульптора в 1985. (28*)

185 лет со дня рождения венгерского художника Пала БЕМА (1839–1905), живописца-жанриста, главной темой которого был бытовой жанр с изображением рыбаков, крестьян, цыган, детей. Жил в Германии, Австро-Венгрии. «Он много работал на пленэре, что наполняло картины светом и воздухом, а палитра приобретала легкость и свежесть. Здесь же он нашел выразительные модели среди простых людей, которые переходили из картины в картину, составляя разные группы, меняя позы и занятия. Он неустанно живописал их свободную, полную идиллии жизнь, подчеркивая незатейливость быта». Чаще всего произведения Бема были небольшого формата и исполнялись на деревянной доске. После переезда в Мюнхен в 1875 его картины утратили некоторую свежесть и обычно считаются критиками скорее коммерческими, чем творческими. В собрании музея его недатированная жанровая композиция «Рыбаки», которая поступила в музей из Государственного музейного фонда в 1928, а ранее находилась в коллекции А.И. Ценкера (Москва). (28*)

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.