В мае исполнилось 180 лет со дня рождения русского художника Петра Александровича Суходольского (1835–1903), чье имя сейчас не на слуху. Однако в истории русской живописи второй половины XIX века он занимает достойное место. Значительное полотно этого мастера уже около 40 лет хранится в собрании музея и привлекает внимание зрителей в постоянной экспозиции.
Родившись в провинциальной дворянской семье в Калужской губернии, он навсегда проникся любовью к родному пейзажу. П.А. Суходольский учился в Петербургском университете, но посчитав своим истинным призванием занятие искусством, поступает в 1859 году в Академию художеств. Успешно занимается пейзажной живописью, получая награды: малую и большую серебряные медали и малую и большую золотые медали, и право пенсионерской поездки за счет Академии художеств.
Успех к Суходольскому приходит довольно рано. Увидев в 1864 году в ранней картине художника «Полдень в деревне» правдивое изображение унылой русской деревни, знаменитый критик В.В. Стасов оценил ее как очень важную для русского искусства: «… Вот напоследок приходит конец идильничанью».
В последующий период П.А. Суходольский много путешествует по России, особенно по южным губерниям. В 1868 году этот талантливый живописец в силу личных обстоятельств вынужден был прервать занятия искусством. На несколько лет он становится чиновником все в той же Калужской губернии, за это время художник прекрасно изучил крестьянскую жизнь провинций России.
Написанные позже на основе накопленных наблюдений деревенские пейзажи Суходольского всегда абсолютно достоверны. Размышляя о смысле своего творчества, Суходольский замечал: «Писать русскую природу не по-французски и не по-нижегородски, вот мое желание и цель моих трудов».
В 1878 году Академия художеств присваивает ему звание академика живописи.
Достоинство картин Суходольского, написанных на основе впечатлений от многочисленных путешествий по Калужской, Смоленской, Могилевской губерниям, заключалось в умелом введении жанровых моментов, верном изображении крестьянского быта и народного костюма.
Создавая свои полотна, Суходольский выходит за рамки привычных представлений о жанрах. Полотно по характеру изображения природы необыкновенно перекликается с такими известными его работами как «Вечер на Ивана Купалы» и «Троицын день». Эти картины в немалой степени тяготеют и к бытовому жанру. Между тем нельзя не заметить, что пейзаж в них занимает более значительное место, чем жанровые моменты. Люди без выразительных поз и индивидуализации в них выполняют скорее роль стаффажа.
В отличие от упомянутых полотен в картине «В деревне» П. Суходольский разрабатывает на фоне пейзажа будничный бытовой сюжет. Хорошо знакомый с жизнью пореформенной России, он показывает моменты не самые отрадные – запустение, упадок и разруху, разворачивающиеся окрест, несмотря на суетливую деятельность населяющих картину людей.
Он подмечает и дает зрителю увидеть и заколоченные окна зажиточного дома с мезонином, и спрятавшиеся в остатках заброшенного сада развалины старого, вероятно помещичьего дома или садового строения.
Разрухе в картине противопоставляется величественная и в то же время уютная природа, с мягким теплым южным освещением.
Картина написана художником в типичной для него манере. Композиция хорошо выстроена. Особое значение в системе выразительных средств, как академист, Суходольский все еще уделяет светотеневому решению. Но именно безукоризненно выдержанный Суходольским светотеневой принцип живописи придает пейзажу задушевность в восприятии окружающей жизни. Этому пейзажу нельзя отказать в отсутствии эмоциональности. Однако в 1880-х годах добротно написанные картины Суходольского, подобные произведению «В деревне» с несколько рассудочным воспроизведением особенностей местности и излишней детализацией при широком охвате пространства, смотрелись уже несколько архаично рядом с работами современных ему молодых пейзажистов московской школы.
Материал подготовлен И.П. Тюриной
П.А. Суходольский. В деревне. 1882 |
| | |