Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 75 лет со дня рождения томского скульптора Николая Петровича Гнедых

30 июня исполняется 75 лет со дня рождения томского скульптора Николая Петровича Гнедыха (1948–2020), заслуженного художника России, автора монументальных и станковых произведений, формирующих современный облик Томска.

30.07.1948, с. Александрово Томской обл. – 15.07.2020, Томск

 Скульптор. Работал в станковой и монументальной скульптуре. Автор портретов и памятников. Заслуженный художник России (2001). Член Международной ассоциации пластических искусств при ЮНЕСКО (с 2002), Общества изящных искусств Франции (с 2003), Российского Союза монументалистов, скульпторов, дизайнеров (с 2003).

 Учился в Новосибирском инженерно-строительном институте им. В.В. Куйбышева на архитектурном факультете (1966–1971). Занимался в мастерской В.В. Телишева, московских скульпторов Л.Ю. Эйдмана, В.И. Дерунова, Л.Н. Николаева. С 1972 работал скульптором в мастерских ХФ ТО. Участник выставок с 1971. Член СХ с 1981. Преподавал в Томском инженерно-строительном институте (1978–1979). В начале 2000-х жил и работал в Париже (Франция). Участник «Салон независимых в Париже», «Осенний художественный салон», «Отель Друо», Парижский аукцион (2001), Международная выставка высокого искусства (2002), «Салон изящных искусств в Лувре», выставка «Современный скульптурный портрет», Академия изящных искусств Франции (2003). Персональные выставки: М., 1998, 2000-2001. Жил и работал в Томске с 1971. Награды: Государственная медаль РФ (1997), медаль «400 лет Томску. За заслуги перед Томском» (2004), медаль им. Альберта Швейцера (2006, Европейская академия естественных наук), почетный знак отличия «За заслуги перед Томском», медаль «70 лет Томской области» (2014).

Редко бывает, когда работы современного художника широко известны. Исключения составляют произведения заслуженного художника России, скульптора Николая Петровича Гнедых. Кто не знает памятники Святой Татьяне, дяде Коле Путинцеву или будущей матери? Эти скульптуры известны, любимы томичами, и очень интересны гостям города.

Но это было позже. А сначала был Новосибирск. В 14 лет Николай был очарован и покорен скульптурой. Он сделал выбор на всю жизнь, определив свою дорогу. Отец Петр Александрович, проректор по хозяйственной работе Новосибирского инженерно-строительного института (НИСИ), а до этого директор Александровской школы Томского района, участник войны, дошедший с боями до Польши, привел его в мастерскую Вадима Вячеславовича Телишева. Целых восемь лет юноша занимался у новосибирского скульптора, постигал основы профессии, учился видеть трехмерный мир, по его словам, «самого сложного вида искусства – скульптуры». Но не только профессиональными знаниями делился с учеником педагог, выпускник Московского института декоративно-прикладного искусства, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер трех боевых наград, полученных на фронте: медалей «За боевые заслуги» (16.04.1944), «За отвагу» (03.02.1945) и ордена Красной Звезды (18.05.1945). Он научил Николая любить жизнь и ценить ее, видеть правду, верить в справедливость, оценивать дела других как свои, благодарить людей за доброту. Именно таким умудренным изобразил Вадима Телешева скульптор Николай Гнедых. На спокойном лице пролегли носогубные морщины, есть они и на лбу, и под глазами. Но они не портят образ портретируемого. Он мужественен, задумчив и сосредоточен на своих мыслях. Ему есть что сказать в своем творчестве, есть чем поддержать учеников в их поисках вдохновения.

Когда Николай решил поступать в НИСИ, Петр Александрович Гнедых счел нужным уйти с должности проректора. Он вновь стал директором школы и преподавателем истории в Новосибирске. Быть может благодаря урокам отца так проникновенны исторические памятники нашего города…. В институте Николай познакомился с будущей женой, студенткой архитектурного факультета Татьяной Клюевой.

С 1972 года Николай Гнедых стал томичем и полюбил свой город. Сколько прекрасных городских памятников и монументов, появилось благодаря его таланту.

Как стильно смотрятся, гармонично украшая речной ландшафт барельефы с гербами Томска в окружении «вековых» столбов на площади перед администрацией Томской области, сооруженные к 400-летнему юбилею города. Помню, как хранитель фондов краеведческого музея, подбирала зарисовки и фотографии со старыми изображениями кирпичных столбов на границах города, обсуждала с сотрудниками музея и автором важные вехи истории Томска за четыре века. Мне, как историку интересно авторское понимание истории нашего города и очень радостно, что наши мнения совпали! А еще важнее, что томичи оценили выбор художника! Они называют эти памятные столбы «шпаргалками» по томскому краеведению.

А еще есть монумент в память о трагически погибших курсантах Томского училища связи (1998), памятник Герою Советского союза Ивану Черных (2006) и много других композиций, мемориальных досок и памятников. И сооружением стелы воинам томского пехотного полка, принимавшим участие в Отечественной войне 1812 года, мы обязаны коллективу авторов во главе с Николаем Петровичем (2012).

Николай Гнедых много думал о губительной безысходности войн, о судьбе мира и человечества. Результатом этих размышлений стала серия «Тени Хиросимы», состоящая из скульптур: «Мадонна Хиросимы», «Врата», «Двое», «Камни» и других, высоко оцененных Международной Ассоциацией Пластических искусств Юнеско. Одна из работ – «Молитва», была включена в список объектов с сертификатом под литерой «А». Художнику было предоставлено разрешение применять свой логотип «Заслуженный художник российской Федерации» для подписи произведений.

Следующим важным для понимания творческих стремлений скульптора стал большой цикл «Россия. XX век», в котором представлено 24 барельефа и 11 объемных композиций. По публикациям известны названия работ: «Русский человек», «Беглец», «Новый идол», «Идеальный эмбрион», «Распятие», «Покаяние»….. Из этого цикла, скульптура «Беременная», установленная возле клиник медицинского университета, на которой современные томичи повязывают ленточки, как в старые времена на священных деревьях, загадывая сокровенные желания.

После экспонирования в Центральном доме художника в Москве на Крымском валу в 2000 году скульптура «Идеальный эмбрион» была приобретена фирмой «Транстелеком» для своего представительства в Международном выставочном центре в Ганновере.

«Оба цикла – это исповедальный реквием, трагедия, созвучная глубоким переживаниям автора, выраженные в пластических образах» – так характеризуют главные авторские темы томские искусствоведы, продолжая: «Преемственность и изменчивость традиций, надежда на возвращение вечных ценностей в новом тысячелетии – таков основной смысл этого цикла…»

В 2000 годы, когда границы мира стали свободны для обучения, жизни, путешествий, Николай Петрович жил и работал в Париже. К 2003 году он участник четырех международных выставок. И одной, самой престижной в художественных кругах, которая открывается раз в год в присутствии президента Франции и министра культуры страны –«Салоне изящных искусств в Лувре», основанный Эженом Делакруа (автором бессмертной картины «Свобода на баррикадах») в 1861 году. Сегодня членом этого общества может стать только тот художник, чьи произведения экспонировались в Лувре.

Как рассказывает Татьяна Ивановна Гнедых, на одной из выставок в Лувре был представлен ее мраморный бюст – «Портрет архитектора Татьяны Клюевой» (1980). В альбоме-справочнике «Томские художники. 1946–1996» Николай Петрович сфотографирован рядом с этим портретом!

Произведения томского скульптора получили залуженную похвалу французских специалистов в области изобразительного искусства. Они задавались вопросом откуда у сибиряка итальянская школа? Татьяна Ивановна открыла этот секрет: Николай Петрович ученик Вадима Вячеславовича Телешева, который обучался у Александра Терентьевича Матвеева (1878–1960), а Матвеев учился в мастерской у Павла Петровича Трубецкого (1866–1938). Кроме того, Николай Петрович много учился и много постигал самостоятельно.

А о выставках в Париже художник говорил: «Главная ценность таких выставок во Франции – возможность соотнести сделанное сегодня с тем, что было создано ранее. В Лувре работы современных скульпторов выставляются в одном музейном пространстве с античным, и художник может увидеть сам – держаться ли его работы с творчеством великих или «разваливается». Это помогает избавиться от лишних амбиций от понять, чего ты стоишь на самом деле».

Чего стоит скульптор Гнедых понятно и без слов.

В последние годы Николай Петрович работал совместно с сыном Антоном. Художники-скульпторы оставили добрую память о себе в летописи изобразительного искусства и истории Томска.

В собрании Томского областного художественного музея хранится два произведения Н.П. Гнедых:

ПОРТРЕТ СКУЛЬПТОРА В.В. ТЕЛЕШЕВА. 1982

Голова. Алюминий. В. 45.

Пост. в 1986 от автора (Томск)

Телишев Вадим Вячеславович (09.06.1921, Тобольск – 21.08.1997, Новосибирск) – советский и российский скульптор, заслуженный художник РСФСР (1994).

Скульптура учителя неоднократно экспонировалась на областных и региональных выставках.

ЖЕНСКИЙ ТОРС. 1989. Мрамор. В. 110.

Пост. В 1990 из УК ТО, куда от автора (Томск)

Прекрасное женское тело показано художником с большой любовью к эстетике. Не стоит говорить о превосходном знании анатомии. Перед нами Афродита. Да и выбор материала произведения отсылает к гармоничным мраморным скульптурам античных мастеров.

Статью подготовила Л.Ю. Исаева.

 

Литература:

Дроздова Т. О томском скульпторе знают в Москве // Выходной. Красное знамя. Томск, 1999, 4 декабря, с. 1;

Дроздова Т. Работа томского скульптора уехала в Ганновер. // Красное знамя. Томск, 2000 г, 15 февраля, с. 4

Гнедых Николай Петрович // Томские художники.1946–1996: альбом-справ. членов Союза художников Томска / авт. вст. ст., биогр. справ., прил. Т.Н. Микуцкая – Томск, Янсон&СВ 1997. – С. [40-41].

Гнедых Николай Петрович // 100 художников Сибири: 1995-2005: профессиональный справочник современного искусства Сибири / [сост.: О.М. Галыгина; автор томского раздела Т.Н. Микуцкая]. – Новокузнецк, 2007. – С. 190–191.

Долгих о. Скульптуры томичей покоряют Лувр. // Томская неделя. – 2003. – 18 декабря. – С. 3.

Союз художников России: альбом-справочник, посвященный 85-летию Томского регионального отделения «Союз художников России» / авт. вступ. ст., справочника, приложений Т.Н. Микуцкая. – Новосибирск: ООО «Деал», 2018.


Женский торс. 1989

Портрет скульптора В.В. Телишева. 1982

Н.П. Гнедых. Триптих. Из цикла Россия. XX век. 1990

Н.П. Гнедых. Молитва. Из цикла Тени Хиросимы. 1985
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.