Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 120 лет со дня рождения Б.Н. Ермолаева

Борис Николаевич Ермолаев (5 августа 1903, Петербург – 27 августа 1982, Ленинград) - график, литограф, живописец, иллюстратор книг и периодических изданий, народный художник РСФСР, член Союза художников СССР.

Борис Ермолаев родился 5 августа 1903 г. в Петербурге в семье служащего. Интерес к рисованию проявился рано, но годы революции и гражданской войны были не самыми лучшими для получения академического образования. Только в 1921 г. Борис поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум в Демидовом переулке, где учился у В.Н. Федоровича и М.И. Авилова, представителей традиционной академической школы.

После окончания техникума в 1925 г. молодой художник был призван на службу в армию, где старался не оставлять рисование. С тех пор занятие графикой превратилось в привычную составляющую не только творчества, но и заработка. Однако творчество всегда было на первом месте. Позже он напишет: «Я художник. Всю свою жизнь я страстно желал, чтобы мой труд ничего общего не имел с «делом». Иногда мне это удавалось, иногда нет. Как только мой труд связывался с «делом», я переставал быть нет только вежливым, благородным, интеллигентным; переставал быть добрым, спокойным, дружелюбным».

Первый профессиональный опыт Бориса Ермолаева был связан с работой в ленинградских газетах и журналах («Ленинские искры», «Красная панорама», «Резец»). Заметив за собой вкус к рисованию, он делал бытовые зарисовки в саду у Адмиралтейства, на пляжах Лахты, на Путиловском заводе. Жанровые наброски конца 1920-х гг., сохранившие характерные черты и подробности из жизни города, представляют первый богатый пласт творчества Бориса Ермолаева, однако больше к подобному рисованию он не обращался.

В 1930 г. в Русском музее состоялась выставка Нико Пиросмани, после посещения которой Ермолаев заболел примитивом. Художник и ранее тяготел к формам наивного искусства, вывеске, лубку, знакомство с творчеством Пиросмани подсказало некоторые существенные стилистические приемы, определившие очередной этап в развитии художника. Влияние примитивизма чувствуется в малоформатных «картинах», все они выполнены в монохромной, серовато-зеленой, землистой тональности, но уже в них Ермолаев находит ключ к построению своей декоративной системы: работа по памяти и поиски обобщенного зрительного образа. Следует отметить, что он никогда не работал с натуры, только по памяти. Позже художник напишет: «Беда наша в том, что в нашем искусстве слишком много натуры. Много сходства с ней. И очень мало поэзии, мечты. Я не хочу никого обманывать, вводить в заблуждение, создавая краской иллюзию природы, человека, вещей. Я стараюсь выявить краску, показывать в сочетании ее цветовую силу, ее материальную прелесть».

Работа в Бердичеве и станице Аксакайской (близ Ростова-на-Дону) в 1936-1938 гг. открыла новый период в его творчестве. Подобно тому, как несколькими годами ранее без сожаления было оставлено любимое «уличное» рисование, так и теперь художник навсегда расстался с сумеречными мотивами городской окраины. Болотная палитра художника высветляется, привнося яркое многоцветие практически локальных цветов – теперь в работах Ермолаева доминируют синий, красный, желтый, белый цвета.

Южный опыт существенно повлиял на дальнейшую работу мастера. Вернувшись в Ленинград, Ермолаев попытался по-новому взглянуть на знакомые объекты его прежнего внимания. В 1941 г. Борис Николаевич вступил в члены Союза художников СССР. Настало время поиска иных путей развития, однако процесс прервали военные события.

В начале Великой Отечественной войны Ермолаев оставался в Ленинграде, был призван в армию в октябре 1941 г., служил в войсках Ленинградского фронта. После тяжелого ранения в августе 1943 г. его перевели в нестроевую часть, где была возможность рисовать и заниматься акварелью. К живописи художник больше не возвращался.

В послевоенном творчестве Бориса Николаевича особенную роль сыграла литографская мастерская, располагавшаяся на Мойке, 83. Основанная в 1933 г. как графическая лаборатория-мастерская секции графиков Ленинградского отделения Союза советских художников, в 1938 г. она получила новые возможности для развития (помещение и техническую базу) и превратилась в Экспериментальную литографскую мастерскую Ленинградского союза художников.

В подвале бывшего Общества поощрения художеств сложилась удивительно творческая и дружеская атмосфера поисков и экспериментов художников-единомышленников. Из воспоминаний Веры Матюх, много лет проработавшей с Ермолаевым в мастерской: «Тогда была очень хорошая среда. Вместе работали, дружили, приходили друг к другу домой. Было общее отношение к искусству. Хоть каждый и работал по-своему, и никто не вмешивался в чужое, но было общее, близкое и похожее, отношение к творчеству».

Здесь в литографской мастерской в полной мере раскрылся талант Бориса Николаевича – блестящего колориста и, как сейчас сказали бы, тонкого стилиста. В 1950-е гг. в технике цветной литографии он создает большие серии эстампов «Стадион» (1956-1957) и «Деревня» (1958-1961).

Все художники, знавшие Ермолаева и работавшие с ним бок о бок в мастерской, не раз отмечали его удивительно светлый и одухотворенный образ. Из воспоминаний художника Валентина Курдова: «Не менее примечательной фигурой был наш староста мастерской Борис Николаевич Ермолаев, еженедельно составляющий расписание работы художников с печатниками. Он знает, кого куда записать, и кто над чем работает. Неторопливый и невозмутимый, он говорил по-особенному – медленно, отрывисто, с расстановкой чеканя каждое слово. Его бритое лицо напоминало мне прибалтийского финна. Держался со всеми с достоинством. К искусству относился свято. Бориса Николаевича все любили, почитали как фанатично преданного искусству художника, он стал как бы святым старцем».

Вера Матюх, хорошо знавшая художника, рассказывала в интервью: «Однажды я его спросила: «Борис Николаевич, скажите, Вы не святой?» Он ответил: «А, может быть». Он был такой, что трудно даже изобразить. Как его картины – мягкий. С ним никогда не было проблем, всегда была улыбка, всегда он готов был помочь».

В 1970-х гг. Ермолаев возвращается к рисованию. Выбирая теперь в качестве материала цветные карандаши, он широко использует опыт многоцветной печати, бережно относясь к малейшему проявлению цветового пятна, оттеняя его силу и насыщенность.

В 1974 г. Борис Николаевич был удостоен звания Народного художника РСФСР.

В последние годы жизни Ермолаев был одинок. Из воспоминаний Веры Матюх: «Когда он умирал, у него не было никого из близких людей. Перед этим у него была персональная выставка, очень много работ купили, и у него была большая сумма денег. Эти деньги потом перешли в Союз, была выбрана комиссия, которая решила отдать эти деньги в секцию графики, чтобы поддержать молодых художников. Это было хорошо. Он был бы доволен, если бы узнал, что его деньги не улетели на ветер, а пошли на дело».

В собрании Томского областного художественного музея хранятся работы Бориса Николаевича Ермолаева, закупленные у автора в 1981 году.

ДАМА В ЧЁРНОМ. 1933. Картон, масло. 69,5х41,5. Ж-1095

СЕРЕНЬКИЙ ДЕНЁК. 1934. Холст, масло. 36,5х41. Ж-1044

У ЛОТКА. 1934. Холст, масло. 24,5х38,5. Ж-1045

ДОМИКИ В СТАНИЦЕ. 1937. Холст на двп, масло. 32,5х51,5. Ж-1046

СТРАХ. 1962. Бумага, цветная литография. 44,5*59,6; 37*51,8. Внизу слева: Б. Ермолаев 62; справа: Страх. Г-2657

ВСЕГДА ВМЕСТЕ. 1963. Бумага, цветная литография. 59,5*44,5; 51,8*36. Под оттиском слева: Б. Ермолаев 63; справа: Всегда вместе. Г-2656 

МИР. 1965. Бумага, цветная литография. 56*43. Внизу слева: Б. Ермолаев 65; справа: Мир. Г-2658

 

Источники и литература:

Андреева Е. Борис Ермолаев: частный случай наивного искусства // НоМИ. 2004. № 2 (37). С. 46 – 47.

Борис Николаевич Ермолаев (1903 - 1982). http://rusmuseum.ru/benois-wing/exhibitions/boris-nikolayevich-yermolayev-1903-1982-paintings-drawings-and-watercolours-colour-lithographu-from-/ (дата обращения 13.07.2023).

Борис Николаевич Ермолаев 1903 – 1982. Живопись, рисунки и акварели, цветные литографии из собрания Государственного Русского музея. Альманах. Вып. 61. СПб, 2004. 60 с.

График и живописец Ермолаев Борис Николаевич. https://yavarda.ru/ermolaev.html (дата обращения 12.07.2023).

Два века русской литографии. Альманах. Вып. 171. СПб, 2007. 160 с.

Ермолаев Борис Николаевич. http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=418&show=bio (дата обращения 13.07.2023).

Конохин Н. Борис Николаевич, вы не святой? (К 110-летию Бориса Ермолаева) http://www.nikolaygallery.ru/stati/boris-nikolaevich-vi-ne-svyatoy-k-110-letiiu-borisa-ermolaeva.html (дата обращения 12.07.2023).

Курдов В. И. Памятные дни и годы. Записки художника. СПб, 1994. 238 с.

Новик Д. Борис Ермолаев // Искусство. 2004. № 1 (531). С. 15.

Материал подготовила Н.В. ЗОЛОТАРЕВА, 
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела.

2023 г.


Б. Ермолаев. ДАМА В ЧЁРНОМ. 1933. Картон, масло. 69,5х41,5.

Б. Ермолаев. У ЛОТКА. 1934. Холст, масло. 24,5х38,5.

Б. Ермолаев. СЕРЕНЬКИЙ ДЕНЁК. 1934. Холст, масло. 36,5х41.

Б. Ермолаев. ДОМИКИ В СТАНИЦЕ. 1937. Холст на двп, масло. 32,5х51,5.

Б. Ермолаев. СТРАХ. 1962. Бумага, цветная литография. 44,5х59,6.

Б. Ермолаев. ВСЕГДА ВМЕСТЕ. 1963. Бумага, цветная литография. 59,5х44,5.

Б. Ермолаев. МИР. 1965. Бумага, цветная литография. 56х43.
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.