Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 130 лет со дня рождения русского живописца Василия Васильевича МЕШКОВА

4 апреля 2023 года исполнилось 130 лет со дня рождения русского живописца Василия Васильевича МЕШКОВА (1893–1963), народного художника РСФСР, действительного члена АХ СССР, лауреата Сталинской премии, признанного мастера эпического пейзажа, сына художника-передвижника В.Н. Мешкова (1867–1946).

Четыре пейзажа Василия Васильевича Мешкова, автопортрет его отца, архивы, а также часть живописных произведений известных русских художников из собрания В.Н. и В.В. Мешковых в 1981 году были приобретены Томским областным художественным музеем у родственника жены художника – С.А. Давыдова, жившего в поселке Тяжинском Кемеровской области.

«Я потомственный живописец. Отец мой, художник Василий Никитич Мешков, с детства предназначал меня к этому поприщу, да и все мои надежды и чаяния совпадали с отцовскими предначертаниями», – писал В.В. Мешков в своей автобиографии. Для юного Василия самым заманчивым местом в доме, полным самых неожиданных вещей, а также запахов масла и лака, была мастерская отца, известного в России художника-портретиста. С самых ранних лет он был окружен известными творческими людьми, друзьями его отца, составляющими славу русского искусства, что не могло не сказаться на его судьбе: В.И. Суриков, В.А. Серов, И.И. Левитан, С.Н. Коненков, К.А. Коровин и др. Кроме того, Мешков говорил, что именно в Третьяковской галерее он прошел «первую пейзажную школу».

Творческая судьба художника в 1926 году на три года забросила его в качестве художника-сценографа в Новосибирск, в Сибгосоперу. Именно это пребывание в Сибири существенно повлияло на формирование особенного «мешковского» серебристо-серого колорита и уникального панорамного видения, которое считается вершиной мастерства пейзажиста. Мешков писал: «В Сибири я нашел себя как художника-пейзажиста, нашел свой колорит, свое пристрастие к определенным мотивам, свои «серые суровые дни». Душе художника полюбился столь частый в Сибири – серый, холодный, ветреный день с бурно несущимися облаками, поддержанный порывистой, смелой манерой письма, силой эмоционального выражения и динамикой композиционных ритмов. Сибирь стала камертоном для Мешкова, помогла яснее понять характер его творческой натуры, выработать вкус к эпической величавости русского пейзажа-настроения. В Новосибирске в 1929 году была в фойе театра открыта его первая персональная выставка. В 1935 году он вернется на несколько месяцев в Сибирь для работы над серией этюдов, посвященных шахтам Кузбасса и сибирскому лесосплаву, для передвижной выставки «Урало-Кузбасс в живописи», которая в 1935 году экспонировалась в Свердловске, Уфе, Новосибирске, Челябинске, Москве.

Запоминающейся страницей жизненных и творческих удач для Василия Васильевича было лето 1939 года, проведенное на даче «Чайка» на берегу озера Удомля в гостях у друга семьи Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля. Там был написан этюд из собрания томского музея – «Сбор на рыбалку», относящийся к так называемому циклу под общим названием «На рыбалку». В скромной и простой природе Валдая с озерами, валунами, перелесками, в серебристой гамме дождливых дней – мастер запечатлел гармонию своего настроения и состояния природы, усиленную выразительностью мазка «мешковской» серебряной живописи.

Пейзаж «Скалы в Гурзуфе. Пушкинские скалы» музей представлял на проекте «Эхо пушкинской эпохи в Сибирских Афинах» в юбилейном 1999 году. Известно, что летом 1820 года А.С. Пушкин, путешествуя по Кавказу с семьей генерала Н.Н. Раевского, три недели пробыл в Гурзуфе, где, по сохранившейся легенде, часто сидел у этих скал, названных впоследствии Пушкинскими. Художник и его отец часто писали эти скалы. Однако датировать именно этот пейзаж пока невозможно. Одна из причин в том, что Мешковы купили виллу «Саламбо» в Гурзуфе, принадлежащую у К.А. Коровину, и до последнего года жизни Василий Васильевич работал в Гурзуфе весной и осенью. В архиве ТОХМ хранятся воспоминания художника из Ростова-на-Дону П.Ф. Славгородского, который описывает встречу на этюдах в этом месте с В.В. Мешковым весной 1963 года…

Лучшие пейзажи в творчестве художника, по его мнению, были написаны в нескольких десятках километров от Москвы по Савеловской ветке. Это пейзажные мотивы, полюбились Мешкову своей особенной «нетронутостью», будто здесь время остановилось, или течет вспять. Многие московские художники любили эти места. Здесь была начата еще в 1922 году одна из любимых работ художника… тихая, скромная и любимая. Пейзаж просыпающегося от зимнего сна Подмосковья, пейзаж вне времени… Это произведение «Ушедшее. К весне» из подмосковного цикла, принадлежащий Томскому художественному музею, над которым художник работал 25 лет, дописывая и изменяя произведение, находясь с ним в постоянном диалоге. Пейзаж всегда был с художником и висел в его спальне над кроватью.

Негромкое, но убедительное и романтичное звучание тонкой живописи Василия Васильевича Мешкова убеждает в сохранении следующими поколениями художников традиций русской поэтической пейзажной школы.

МЕШКОВ Василий Васильевич

23 марта 1893, Москва – 6 августа 1963, Москва

Живописец. Художник театра. Автор пейзажей, тематических композийий. Народный художник РСФСР (1963). Действительный член АХ СССР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1951). Первоначальное художественное образование получил в школе-студии своего отца В.Н. Мешкова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1909–1917) у С.В. Малютина, С.В. Иванова, А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, К.А. Коровина, А.М. Корина. Стажировался в Европе: Франция, Италия, Германия, Швейцария, Австро-Венгрия. Участник выставок с 1908 (Москва). Член объединений и экспонент выставок: ТПХВ (1911–1923), Художественно-артистической ассоциации, «Жар-цвет» (1925), АХРР (1922, 1924, 1926), АХР (1928–1932). Член Союза художников с 1932. Преподавал в Рязанских ГСХМ (1919–1922). Жил и работал в Рязани (1919–1921), Новосибирске (1926–1929). Персональные выставки: Москва, 1916 (совм. с В.Н. Мешковым), 1941, 1947 (совместно с М.И. Авиловым, Г.К. Савицким), 1953; Новосибирск, 1929; Венеция, 1956.

УШЕДШЕЕ. К ВЕСНЕ. 1922–1947

Холст, масло. 57х120. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1981 от С.А. Давыдова (ст. Тяжин Кемеровской обл.), ранее – собр. В.В. Мешкова (Москва).

Ж-1310

Работа входит в так называемый «Подмосковный» цикл пейзажей

ПОД МОСКВОЙ. ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ (ВЕЧЕРЕЕТ). 1935

Картон, масло. 24х32. Пост. в 1983 из магазина-салона № 1 (Москва).

Ж-1049

СБОР НА РЫБАЛКУ. 1939

Картон, масло. 49х59. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1981 от С.А. Давыдова (ст. Тяжин Кемеровской обл.), ранее в коллекции В.В. Мешкова.

Ж-1102

СКАЛЫ В ГУРЗУФЕ (ПУШКИНСКИЕ СКАЛЫ). 1930-е

Картон, масло. 46х57. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1981 от С.А. Давыдова (ст. Тяжин Кемеровской обл.), ранее в коллекции В.В. Мешкова.

Ж-1071

Изображены Пушкинские скалы. Летом 1820 А.С. Пушкин путешествовал по Кавказу с семьей генерала Н.Н. Раневского. Три недели пробыл в Гурзуфе, где, по сохранившейся легенде, часто сидел у этих скал, названных впоследствии Пушкинскими.

НА СЕВЕРЕ. 1954

Холст, масло. 140х193,5. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1981 от С.А. Давыдова (ст. Тяжин Кемеровской обл.), ранее в коллекции В.В. Мешкова.

Ж-1168

Пейзаж был написан в результате поездки художника на Крайний север и работы там с натуры, как он вспоминал: «Вольно гуляющий ледяной ветер вырывал палитру из рук». Мешков умеет обобщать увиденное, из многих натурных этюдов создавать картину, имеющую в своей основе серьезный замысел. Художник создает образ суровой величественной красоты. Вытянутый формат полотен, позволяющий охватить широкие дали, скупой, но выразительный колорит – все это способствует монументальности его пейзажей. В.В. Мешков – мастер эпического пейзажа. Художника привлекает лес и горы Урала, сибирские просторы, мощные разливы рек Волги и Камы, суровая красота русского Севера, обрывистые, скалистые берега и темные воды Баренцева и Белого морей.

Статья подготовлена Т. Н. Микуцкой.

2023г.


А.М. Герасимов. Портрет В.В. Мешкова. 1954

В.В. Мешков. Под Москвой. Ветреный день. Вечереет. 1935

В.В. Мешков. Сбор на рыбалку. 1939

В.В. Мешков. Скалы в Гурзуфе. Пушкинские скалы. 1963

В.В. Мешков.На севере. 1954

В.Н. Мешков (1868-1946). Автопортрет. 1893

Лист из личного архива В.Н. и В.В. Мешковых в ТОХМ
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.