Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Новости / День памяти святого Николая Чудотворца
18.12.2020

19 декабря празднуется память самого почитаемого в России христианского святого.  Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола... По-разному его называли в народе, и многие верующие из простого люда были искренне убеждены, что он самый что ни на есть русский человек, ставший перед Богом заступником всех сирых и обездоленных людей, помощником во всякой беде и добрым советчиком.

Часто день 19 декабря (6 декабря по старому стилю) называется Никола Зимний, в отличие от другого дня памяти Николая Чудотворца (Вешнего), который празднуется в мае. По преданию, в этот день Никола-Угодник спускается с небес и обходит всю русскую землю, и от него убегают все духи тьмы.

Глубокое почитание архиепископа Мир Ликийских (территория древнего города ныне принадлежит Турции) объясняет тот факт, что в дореволюционной России практически в каждом доме – от богатых палат до деревенской избы – была икона Святителя Николая.  Многие верующие на груди носили образки с его изображением.

Существует большое разнообразие иконописных образов Божьего Угодника. Чаще всего он изображается одетым в церковные ризы с крестами, правой рукой  благословляет, а в левой держит Евангелие, как бы приглашая людей обратиться к добру и вере. Встречаются также иконы, на которых в руках Николая Чудотворца меч и град, поскольку святой считается защитником от врага городов и крепостей и в таком виде он предстал в XIV веке перед монголо-татарами, осаждавшими город Можайск.

Над изготовлением икон трудились целые иконописные промыслы. Особенно много сложилось их во Владимирской губернии - в Суздале, Палехе, Мстёре, Холуе... Некоторые из икон, выполненные иконописцами этих мастерских, есть в собрании Томского областного художественного музея.

Более того, летом 1898 года в Томск вместе с семьей переехал хозяин мастерской из Мстёры И.А. Панкрышев, которого называли «иконописцем Императорской Фамилии». Это событие имело большое значение для развития иконописи в Сибири. В коллекции нашего музея есть, предположительно, «панкрышевская» икона. Вот, что пишет об этом искусствовед, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ТОХМ Ирина Александровна Евтихиева:

«К сожалению, музейный памятник невозможно атрибутировать по надписи мастерской из-за сильных утрат позолоты и красочного слоя под изображением святого. Однако точная и выверенная композиция, придающая образу Святителя монументальную торжественность, а главное мастерски выписанный лик оставляют мало сомнений в принадлежности иконы знаменитой томской мастерской. Живописными лик написан тонкими сплавленными мазками нежных охристых и розоватых оттенков. Особенно выразительны глаза святого, гладящие строго и взыскующе, но с каким-то пронзительным сочувствием. Святой Николай изображается по пояс с поднятой в благословляющем жесте правой рукой и с книгой Священного Писания в левой. Он представлен на золотом фоне, символизирующем «нетварный» Фаворский свет. Одеяния Святителя традиционно исполняются в синей и красноватой гамме. Узоры фелони, поручи, кресты и кайма омофора исполнены охрой под золото. Главу святого увенчивает митра с мастерски написанными «жемчугами».

Если же вернуться в целом к состоянию иконописи в дореволюционной России, то необходимо отметить, что иконописцы работали в разных стилях: например, наряду с иконописным каноном бытовало так называемое «фряжское» письмо с использованием масляных красок в традициях западноевропейского искусства. Для Палеха была характерна композиция со многими персонажами и сценами, подробным пейзажем и орнаментом. Сторонники канонической иконы это резко критиковали, зато навыки пригодились местным иконописцам в дальнейшем.

После Октябрьской революции 1917 года иконописные артели вынужденно  искали новый способ заработка. Приходилось расписывать матрешек и даже настенные ковры с русалками. Однако вскоре нашлось достойное дело – бывшие иконописцы освоили жанр лаковой миниатюры и, используя свой прежний опыт и традиции, стали с большим мастерством расписывать шкатулки из папье-маше. Сюжеты использовали разные – от русских сказок до героев революции, красных флагов и коней.  Уже в 1920-е годы лаковая миниатюрная живопись советских мастеров гремела на международных выставках и завоевывала высшие награды. Впрочем, это уже другая история...

По теме же иконописи советуем обязательно посмотреть онлайн-лекцию «В мире русской иконы», подготовленную нашим Центром музейной педагогики. Проходите по ссылке и в удобной, легкой форме пополняйте свои знания!


Святой Николай Чудотворец. Начало XX века. Масло, дерево, левкас

Святой Николай Чудотворец. Вторая половина XVIII века. Дерево, левкас, темпера

Образок нагрудный «Св.Никола Чудотворец». XIX век. Медь, литье, эмаль

Святые Архангел Михаил и Николай Чудотворец. Середина XIX века. Дерево, левкас, паволока, темпера
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.