Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Новости / «Гений советской пропаганды». К 130-летию Александра Родченко
23.11.2021

Он задал новые стандарты дизайна и рекламы в СССР, создал школу фотографии. Если бы Александр Родченко жил сейчас, наверное, его называли бы весьма креативным человеком: мастер шел в авангарде современного искусства и был подлинным творцом во всем, чем бы ни занимался, будь то живопись, графика, скульптура или оформительская работа.

Александр Михайлович родился в 1891 году в Санкт-Петербурге в семье театрального бутафора и прачки. До Октябрьской революции успел поучиться в Казанской художественной школе, послужить в армии завхозом санитарного поезда и секретарем профсоюза живописцев, но самое главное – встреть юную художницу Варвару Степанову, которая на целых 40 лет станет его женой, коллегой, ближайшим единомышленником и соратницей.

Молодое советское государство предоставило Родченко возможность в полной мере проявить свою новаторскую натуру и любовь к эксперименту, изобретению новых форм. В 1920-е годы мир искусства кипел и бурлил, Александр Михайлович в этой обстановке чувствовал себя как рыба в воде. Он активно участвовал в работе творческих объединений как художник-авангардист, создавал инсталляции из фанеры и дерева, много преподавал, рисовал плакаты и афиши, оформлял спектакли (в том числе знаменитый «Клоп» по пьесе Маяковского в театре Мейерхольда). Кстати, Родченко был частым посетителем «салона Лили Брик» и ее хрестоматийный фотопортрет, как и портреты Владимира Маяковского, выполнены именно им.

Фотографией Родченко увлекся с 1924 года, занимался съемками со всей страстью призывая «вылезти из болота старой фотографии» и борясь с ракурсом «от пупа». Начал использовать фотомонтаж. Его недоброжелатели усмотрели в такой работе отход от «пролетарской фотографии», в результате чего в журнале «Советское фото» в 1927 году вышла разгромная статья, где Александра Михайловича обвинили в  том, что тот является «искателем новых путей в фотографии», «...известен способностью видеть вещи по-своему, по-новому, с собственной точки зрения» и подражательстве иностранным фотографам в части съемок с ракурса «сверху» и «снизу». На некоторое время Родченко впал в немилость, однако уже в 1930-х годов его талант был направлен на госпропаганду. В частности, по приглашению  ОГПУ он снимал запуск Беломорканала им. Сталина, пробитого за 600 дней силами свыше 100 тысяч заключенных ГУЛАГа, в том числе женщин, в крайне тяжелых условиях. Этот факт биографии Александра Родченко, как и оформление журналов «СССР на стройках» и альбомов, посвященных достижениям советского строя, можно расценивать критически. Однако, факт очевиден – свою работу фотографа, дизайнера, пропагандиста художник выполнял гениально.

Живописи и фотографии Александр Михайлович был предан до конца жизни. Он скончался в 1956 году. И вот она, магия таланта! – творчество Родченко до сих пор современно и актуально. Недаром, в 2006 году была создана Московская школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.

В коллекции Томского областного художественного музея хранится одна из ранних работ Александра Родченко 1920 года, представляем ее вашему вниманию.

Рекомендуем также познакомиться фотошедеврами мастера и его революционным вкладом в развитие изобразительного искусства.

Текст подготовила Татьяна Листкова.


Александр Родченко и Варвара Степанова. 1920

А. М. Родченко. Композиция. 1920. Дерево, масло. Из собрания ТОХМ

А. М. Родченко. Лиля Брик. 1924

А. М. Родченко. Сбор на демонстрацию. 1928
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.