Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Новости / Открыта книжно-иллюстративная выставка «Музы великих художников».
02.03.2023

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины. Издания, представленные на выставке в библиотеке художественного музея, рассказывают о том, какие разные могут быть отношения между художником и его музой.

В истории западноевропейского искусства есть примеры, когда женщина-муза могла быть особой лёгкого поведения, как главная муза Эдуарда Мане, Викторина Мёран, позировавшая художнику для «Завтрака на траве», «Вокзала Сен-Лазар», знаменитой «Олимпии».  Женщина-муза могла быть художником, как Берта Моризо, не просто модель, но и первая женщина-импрессионист. Она на протяжении шести лет также была музой Эдуарда Мане, пока не вышла замуж за брата Эдуарда, Эжена Мане.

На выставке представлена книга Дэвида Вейса «Нагим пришёл я». Это увлекательный роман о жизни и творчестве великого французского скульптора Огюста Родена. Из него мы узнаём о драматической истории любви Огюста Родена и его ученицы и возлюбленной Камиллы Клодель.

Большой интерес вызывают издания, посвящённые русским женщинам, музам великих художников: Лидии Делекторской, Ольге Хохловой и Елене Дьяконовой. Среди них хочется отметить книгу Боны Доминик «Гала – муза Дали» о судьбе Елены Дьяконовой, вошедшей в историю мировой культуры под именем Гала.  Её называли музой сюрреалистов, источником вдохновения Поля Элюара, Макса Эрнста, Сальвадора Дали. Кстати, Гала – не европеизированное имя Галина, как часто считается, а сокращённое от испанского golondrina – ласточка.

В русском искусстве, в отличие от западноевропейского, только в начале XX появляются ситуации, когда музой художника становится его супруга или постоянная возлюбленная. Среди примеров Марк Шагал и его первая жена Белла, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Но особенно хотелось бы выделить союз прекрасной супружеской пары Михаила Врубеля и певицы Надежды Забелы, любимой певицы Римского-Корсакова, писавшего для неё сопрановые партии, начиная с «Царской невесты». Врубель оформлял почти все спектакли, в которых выступала Забела, – сам придумывал ей костюмы, грим, одевал перед спектаклем и смотрел все её выступления от начала и до конца. Писал множество портретов жены – живописных и графических, парадных, камерных, костюмированных (знаменитая Царевна-Лебедь). Ни на одном из них певица не похожа на собственные фотографии – в живописи Врубеля она продолжала оставаться мечтой, созданием воображения…

Все эти истории описаны в изданиях, представленных на выставке. приходите и читайте!   Экспозиция открыта до 28 марта.

Нина Грасмик, библиотекарь.

Уважаемые посетители! Ждем вас в библиотеке музея (пер. Нахановича, 3) с понедельника по пятницу с 10 до 17.30.

Вход свободный. 

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.