|
|||||||||||||||||||||
22.02.2017 Имя Помпео Батони (1708 - 1787) стало синонимом художественной жизни Рима века Просвещения. Он принадлежал к сторонникам классицистического направления и прошел большой творческий путь, характерный для художников его круга. Он начал в родном городе Лукке в мастерской своего отца, золотых дел мастера. В возрасте 19 лет он переехал в Рим, где окончательно утвердился в выборе профессии. Определяющую роль в формировании его стиля сыграло неустанное копирование произведений Рафаэля и Агостино Карраччи и регулярные зарисовки античной скульптуры на улицах Вечного города. Освободившись от влияния позднего барокко в ранних полотнах, что нашло отражение в цветовых контрастах и перегруженности композиции ранних полотен, он все более склонялся к классицизму. Одна из известных картин мастера - "Возвращение блудного сына". В Томском художественном музее хранится копия с этой картины. Она имеет неразборчивую подпись, в которой сохранилось последние буквы и дата "1787". В последний год жизни мастер практически не работал. Это позволяет предположить, что полученный заказ исполнил талантливый ученик или последователь Батони. Сюжет картины, заимствованный из евангельской притчи, пропущен через призму просветительских идей своего времени. На ней изображена сцена возвращения сына под родительский кров, который он покинул ради праздной жизни. Одинокий, промотавший свою долю наследства и впавший в глубокую нищету, он осмелился вернуться и получил прощение. На картине изображен кульминационный момент встречи Авраама и Исаака. Двухфигурная композиция дана четким силуэтом на темном, почти нейтральном фоне. Индивидуальная характеристика героев пропущена через призму классического идеала. Трактовка форм отличается и строгостью, при этом соблюдена мера между подробностью прорисовки лица, обнаженных частей тела, драпировок и других деталей одежды и ясностью, лаконизмом художественного языка. Облагораживающая сила любви, человечность, сила чувств, пронесенных сквозь испытания и лишения - таков смысл произведения, который был понятен современникам художника. Картина на данный сюжет получила широкое признание при жизни художника, в том числе в России. Самая ранняя, исполненная в1863, находится в галерее Сабауда в Турине. Через два года автором было исполнено повторение, которое принадлежит Павловскому дворцу. Точная дата появления картины в коллекции, которая начиналась с полотен подаренных сыну и невестке Екатериной II, неизвестна, но она относится к раннему периоду ее формирования. Хозяева дворца - будущий император Павел I и его жена Мария Федоровна - лично познакомились со знаменитым художником во время путешествия по Западной Европе. Во время пребывания в Италии в марте 1782 года они посетили мастерскую знаменитого художника, заказали парадные портреты и приобрели копию с картины Корреджо "Кающаяся Мария Магдалина". В 1773 году автор выполнил новый заказ на картину с популярным сюжетом, при этом несколько изменил композицию. В этой версии прощенный благодарный сын уже без платка в руках прильнул к груди отца, изменилось положение рук обоих, головы отца, а также деталей одежды. Ныне полотно находится в Венском художественно-историческом музее Четвертая недатированная картина Помпео Батони принадлежит Лувру. В ней герои поменялись местами (отец изображен справа), но снова, как и в работах 1860-х годов, повторился жесту руки сына с платком, вытирающим слезы, скорректирован поворот головы отца, а также положение рук обоих, детали одежды и др. Именно с картины Лувра исполнена точная копия, хранящаяся в Томском художественном музее. Она отличается художественными достоинствами и дает неплохое представление об оригинале. Полотно поступил в 1985 году из ленинградской частной коллекции, заполнило в экспозиции лакуну в искусстве XVIII века, что делает его одним из удачных приобретений в отдел западного искусства музея.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|