В 1930-м г. М.А. Булгаковым была уничтожена первая версия романа, носившего названия: «Копыто инженера», «Черный маг» и др., а в 1940-м году была прервана работа писателя над романом, получившим мировую известность как «Мастер и Маргарита» (последние правки он вносит 13 февраля 1940 года, менее чем за месяц до смерти). В связи с этими датами в ноябре 2020-го года в Томском областном художественном музее проводится выставка «Мастер и Маргарита. Вариации на тему».
В проекте принимают участие художники из Томска и Новосибирска; работы художников из Санкт-Петербурга, Краснодара и др. включены в слайд-шоу. В экспозиции представлено около 100 работ, выполненных в разных жанрах и техниках: живопись, графика, скульптура, эмали, сценография. Зрители смогут встретиться с уже знакомыми мастерами (С. Мосиенко, Л. Усов, Е. Шадрина-Шестакова, М. Казаковцев, С. Меньшиков, А. Шадрин, С. Рукавишников и др.) и с художниками, которые представлены в залах ТОХМ впервые (А. Мирошниченко, С. Стрижова и др.). Включены в экспозицию и работы художников из собрания ТОХМ (Н. Беглюк, В. Болдырев, П. Гавриленко).
Именно живописно-графическая серия «Мастер и Маргарита» Василия Федоровича Болдырева послужила исходной точкой для создания проекта «МАСТЕР И МАРГАРИТА. ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ». Поскольку эта серия является не буквальной иллюстрацией событий романа М. Булгакова, но представляет нефигуративную вереницу образов, персонажей, состояний, настроений.
«Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, посвящен извечным проблемам взаимоотношений: любви, верности, благодарности, благородного самопожертвования, бескорыстного труда, т.е. проблемам глубокого философского и психологического содержания. Наряду с этим в романе развиты и другие темы – бездуховности, слабодушия, зависти, жадности, высокомерия, обывательского безразличия, лицемерия… Роман удивительно разнообразен, многопланов – в нем в различной форме (сатирической, реалистической, фантастической, памфлетной, мистической, приключенческой и др.) раскрыты многообразные стороны и ситуации жизни общества, его духовного обнищания и морального разложения. И на этом мрачном и неприглядном фоне чистейшим блеском и сиянием горят, словно самоцветы, образы главных героев: Мастера, Маргариты, Иешуа, Левия Матвея. Предельный лаконизм языка писателя, раскрывающего самую сущность внутреннего мира героев, и удивительные точные и глубокие их характеристики помогают понять индивидуальность каждого из них. Понтий Пилат – «…белый плащ с кровавым подбоем» (символы тирании, насилия, жестокости, скрытые от внешнего мира); Иешуа – «золотисто-серебристые, кристально чистые нити истины»; Мастер – «благородный, духовно богатый, высоконравственный человек и бескорыстный труженик среди безбрежного, духовно нищего людского моря»; Маргарита – «яркое самопожертвование ради спасения самого дорогого и любимого человека»… Столь яркие образы, вылепленные писателем, уже в своей основе предопределяют формирование принципиальных цвето-колористических отношений живописно-графических работ».
(В. Ф. Болдырев)
Видеопрезентация выставки:
Стоимость входного билета:
- Взрослый -150 руб;
- Льготный -100 руб;
- Детский - 50 руб.
А. Шадрин. Бегемот |
В. Павлушин. Глава 12 Магия и ее разоблачение |
С. МОСИЕНКО, К. МОСИЕНКО. МАРГАРИТА ПАРЯЩАЯ. Фрагмент |
С. Рукавишников. Маргарита. Фрагмент |
Болдырев В. «Седьмое доказательство». (По произведению М. Булгакова) |
Борис Фомин Приглашение Азазелло |
С.Меньшиков. Путь к покою |
А. Мирошниченко. Сеанс огня |