Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06

В сказках, преданиях, легендах, мифах можно найти следы истории, здесь открывается мир народных идеалов и просто обычная жизнь с её каждодневными трудами. Фольклор любого народа всегда по-своему уникален и не перестает вдохновлять художников на создание новых произведений.

В коллекции Томского художественного музея хранятся работы художников, созданные по мотивам эпоса народов Кольского полуострова. В литографиях художника из Мурманска Маркелова Андрея Захаровича представлены саамские легенды о Мяндаше, в которых отразились тотемистические верования саамов – культ дикого северного оленя. Саамы – это народность угоро-финской группы, живущая на Кольском полуострове, а так же на севере Норвегии, Финляндии и Швеции. По-другому их еще называют лопарями, а страну, где они проживали, – Лапландией. Это та самая Лапландия из сказок Андерсена. Перед нами пять иллюстраций легенды о Мяндаше – человеке-олене. «Нойда» (ловта о Мяндаше), «Мяндаш-пырре», «Семья Мяндаша», «Дочь человеческая на берегу Мяндаш-йог», «Мадеранхе».  Ловта – это миф, легенда. У саамов не было письменности. В старину ловты пели, словесная ткань их была стихотворной. Художник улавливает эту незримую витиеватость слов и превращает их в декоративные формы на бумаге, используя принципы стилизации. Природные формы превращаются в декоративные образы, знаки, символы. Ритмически организованное пространство листа выстраивает единую целостность произведения. Важнейшую роль играет образ оленя. Мы найдем его в каждом листе. Олень кормил, одевал, являлся средством передвижения. Сопровождал саамов от рождения до смерти. По легенде Мяндаш являлся оленем-оборотнем, сыном нойды (хорошей ведьмы, шаманки), способной превращаться в важенку (местное название самки оленя), и дикого оленя. Ребенок узнает, кто его отец, и уходит в тундру. С появлением Мяндаша среди диких оленей человек получил возможность охотиться на них. Отсюда название Мяндаш-пырре (Мяндаш-благо). Олень просит мать сосватать невесту из человеческого рода. Вот и образ «Дочь человеческая на берегу Мяндаш-йог». Мяндаш-йог – кровавая река из внутренностей оленей, отделявшая людей от жилища Мяндаша. Мяндаш научил людей искусству охоты, дал им лук, запретил истреблять важенок. Жена Мяндаша учит своих детей-оленей не попадаться в руки плохих людей. Ещё один образ отражен в литографии – это Мадеранхе – прародительница, мать-земля. Под покровительством богини находились все женщины и дети, она помогает в беременности и родах, следит за детьми до их взросления. Способствует душе воплотиться в материальном мире. Важным атрибутом для саамов был бубен. Рисункам и символам на бубне уделялось большое значение. Художник это тоже отмечает на изображение бубна у нойды.

Еще одна серия работ по мотивам фольклора Крайнего Севера у ленинградской художницы Коррины Германовны Претро. В нашей коллекции шесть линогравюр из серии «Северные народные сказки». При создании данных работ художница вдохновлялась не только мифами и легендами, но и петроглифами севера Ойкумены (с древнегреческого «заселенная земля»). Рисунки отдельных животных, в основном оленей, бытовые сцены из жизни охотников. Лаконизм и обобщенность форм – отличительная черта произведений Коррины Претро. Здесь так же мы встречаемся с ловтой о Мяндаше. Открывается нам ещё легенда о борьбе стихий «Солнце сватает невесту своему сыну Пейвальке». Всевышний бог Солнце-Пейве, дарующий тепло, сватается к дочери всевышнего Луны, но получает отказ, результатом которого становится борьба стихий. На стороне Солнца выступают почва, горы, олени, домашние животные, а на стороне Луны – вода, тень, всполохи неба, дикие животные, загробный мир и его обитатели. Появляется немного другой образ матери природы - Разнайке-настай – это Трава-Дама.

Произведения устного народного творчества зарождаются, расцветают, забываются под влиянием изменившихся условий жизни народа, но никогда не перестают привлекать к себе внимания исследователей и художников.

Материал подготовлен хранителем графики ТОХМ Станкеевой С.Г.

 

Больше работ в наших социальных сетях:

https://vk.com/tomskartmuseum?w=wall-169356061_1773

https://ok.ru/artmuseumtomsk/statuses/151825743409386


А. З. Маркелов. Нойда. 1970-е

А. З. Маркелов. Семья Мяндаша. 1970-е

К. Г .Претро. Олешек - золотые рожки.1967

К. Г. Претро. Солнце сватает невесту. 1967
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.